Работа с родителями

Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, здесь он совершает первые открытия на пути нравственного, социального, творческого становления. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата

 

в   современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. Дети могут развить свой личностный потенциал, только если они воспитываются в безопасной среде, окруженные любовью и заботой родителей и близких.

 

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдается низкий уровень родительской компетентности в воспитании детей, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Как отмечают сами родители – никто и никогда не учил их тому, как быть грамотными родителями и как не совершать родительских ошибок. Поэтому они воспитывают детей или на основе образца воспитания родителей в их семьях (не всегда грамотного и конструктивного), или путем проб и ошибок.

 

В   настоящее время многие семьи переживают противоречивое и сложное состояние: во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности; изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.); разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.). Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).

 

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной

 

системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и социальными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой социальным, педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной: с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка); со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения; с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

 

Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с социальными и образовательными учреждениями.

 

Таким образом, необходимо педагогическое просвещение (обучение) родителей.

В   связи   с   этим   была   разработана   программа    родительского   образования    «Школа активного родителя»

 

Главной целью образовательной программы является повышение психолого-педагогической, правовой и коммуникативной компетентности родителей, связанных с решением задач воспитания и успешной социализации детей и подростков.


Данная цель предполагает решение следующих задач для педагогов:

 

1.       Развитие готовности родителей к решению вопросов, связанных со знанием основ детской психологии и педагогики, правовых вопросов, ознакомление с современными подходами воспитания жизнестойкости и позитивного отношения к жизни у детей и подростков, информированности в области получения разного вида ППМС-помощи, формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в образовательной среде.

 

2.       Развитие готовности родителей к осуществлению воспитания посредством социального партнерства школы, семьи, других субъектов социализации – учреждениями социальной защиты, медицинскими учреждениями, культуры, спорта и др.

 

3.       Оказание методической помощи родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с воспитанием и успешной социализацией детей.

 

Программа базируется на следующих принципах:

 

Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную деятельность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры – лишения родительских прав.

 

Принцип гуманизма выражает готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи.

 

Принцип индивидуального подхода предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а

 

в  дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.

 

Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например, наркологу), если необходимо.

 

Принцип интеграции усилий, комплексный подход объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия восстановлению семейных связей.

 

Реализация этих принципов в рамках программы предполагает партнерство родителей и профессионалов по налаживанию семейных отношений, раскрытию и сохранению семейного потенциала.

 

Определены основные направления организации работы школы с семьей:

 

   выявление различных категорий семей: полные и неполные; благополучные и неблагополучные; семьи группы риска; малообеспеченные; опекаемые; многодетные и т.д.;

 

-      оформление банка данных семей;

-      изучение жизненного пространства ребенка, анализ социума каждой семьи;

 

-      привлечение семьи к участию в родительских конференциях, собраниях.

-      организация серии занятий по данной проблеме;

-      выборы родительского комитета на родительском собрании;

 

-      помощь в организации работы родительского комитета и других органов родительского самоуправления;

 

-      групповые и индивидуальные консультации;

-      составление социального паспорта класса, школы;

 

-      организация психолого-педагогического просвещения родителей;

 

-      организация и проведение массовых мероприятий с родителями, работа по совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;

 

-      выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

 

-      активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Хочу такой сайт


Главным критерием эффективности внедрения проекта являются положительные отзывы со стороны родительской общественности. Измеримыми показателями критериев эффективности являются:

 

1.  Повышение активности родителей в учебных делах ребенка:

-   рост посещаемости родителями классных и общешкольных родительских собраний;

-   рост количества родителей, желающих пройти обучение по программе;

 

-        увеличение количества родителей, участвующих в мероприятиях образовательного учреждения, класса;

 

-      увеличение количества обращений родителей за консультациями к педагогу-психологу, администрации, педагогу (классному руководителю, воспитателю).

 

2.  Повышение общественной активности родителей:

 

-      инициирование родителями мер по усилению профилактической работы и участие в реализации этих мер.

 

3.  Повышение активности родителей в организации свободного времени ребенка:

-   рост количества детей, занятых в сфере дополнительного образования;

-   рост количества родителей, планирующих и организующих каникулярное время своих детей.

 

Адресаты программы:

 

-     родители (законные представители) учащихся МКОУ «Нововладимировская СОШ»»;

 

-   учащиеся МКОУ «Нововладимировская СОШ»;

-   педагоги, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог;

-   медицинский работник  ФАПа;

-   сотрудники ОМВД (участковый, инспектор ПДН);

   

Прогнозируемые результаты.

 

В  результате реализации программы родительского образования МКОУ «Нововладимировская  СОШ» «Школа активного родителя» его участники будут:

 

«Знать»:

 

- теоретическую информацию о воспитании и развитии детей соответственно их возрасту; - методы и приемы восстановления семейных традиций; - права и обязанности детей и родителей.

 

«Уметь»:

 

- обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности в семье; - нормализовывать психологический климат в семье; - грамотно вести профилактику вредных привычек и склонностей.

 

«Владеть»:

- позитивно эмоциональным восприятием своих реальных и потенциальных детей;

 

- технологиями грамотного питания, закаливания, физического воспитания, стоматологической профилактики; - ценностным отношением к семье, детям, их воспитанию и оздоровлению.

   

Механизм реализации программы

 

1.       Подготовительный: определение социального запроса родителей, диагностика особенностей семейных взаимоотношений.

 

2.      Аналитический: выбор социального маршрута индивидуального сопровождения семьи, определение степени участия всех специалистов.

 

3.     Основной: Поэтапная реализация задач программы в зависимости от социального запроса и данных диагностики.

 

4.      Завершающий: фиксирование результатов, подведение итогов, мониторинг эффективности программы.

 

Критерии результативности

 

1.        Повышение уровня психологической комфортности в семьях, что является важнейшим условием первичной профилактики асоциального поведения детей.

 

2.  Повышение активности родителей в общественной жизни школы.


3. Усиление мотивации родителей к семейному воспитанию здорового ребенка.

4. Повышение самооценки своего отношения к настоящему и будущему родительству.

»

Мероприятия в рамках программы родительского образования МКОУ «Нововладимировская СОШ; «Школа активного родителя» реализуются через 4 раздела:

 

1 раздел – План работы общешкольного родительского комитета.

 

2 раздел – План мероприятий с родительской общественностью по формированию ценностей «Ответственного родительства».

 

3 раздел – План реализации программы родительского образования МКОУ «Нововладимировская СОШ»; «Школа активного родителя» на общешкольных родительских собраниях.

 

4 раздел – План реализации программы родительского образования МКОУ «Нововладимировская СОШ»; «Школа активного родителя» по классам.

 

График род.собр.docx (скачать)
положение о совете отцов.doc (скачать)
список ШАС.docx (скачать)
RodKom_pl14_15.docx (скачать)
Programma_SOVET_OTCZOV.DOCX (скачать)
положение о совете отцов.doc (скачать)
Приказ о Совете отцов.doc (скачать)
план работы.docx (скачать)
список.docx (скачать)
programma_shor.DOCX (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».