Воспитание — великое дело: им решается участь человека.
Нововладимировская средняя школа была построена в с.
Нововладимировка в 1988 году. На начало текущего
учебного года в школе обучается 151
ученик, сформировано 11 классов. Режим работы школы двусменный: I смена – 1,5-11, II смена – 3 (2-4 классы). Школа работает по
трехступенчатой модели: I ступень -
начальная школа (1-4 классы); II ступень
- основная школа (5-9 классы); III ступень- средняя школа (10-11 классы).
Общее количество работников школы – 31 человек, из них административно-управленческий персонал 3, учителей 20 человек, учебно-вспомогательный персонал – 8.
Педагогический
коллектив школы совершенствует воспитательный процесс, используя различные
педагогические технологии.
Коллектив школы
развивает и укрепляет позитивные традиции, которые сложились в процессе
многолетней совместной работы учителей и обучающихся. В числе таких традиций следует
выделить:
·
уважение
к истории школы и родного края;
·
стремление
учителя к достижению высокого уровня профессионализма;
·
демократический
стиль сотрудничества учителей, детей, родителей;
Наша школа имеет
богатую историю. Большое внимание уделяется в школе воспитанию патриотизма и
гражданственности, здорового образа жизни, любви к природе. Добрыми традициями
на протяжении всех лет являются: тимуровская работа, встречи с ветеранами войны
и тружениками тыла, линейки памяти, митинги, экскурсии, экологические акции,
участие в районных и региональных мероприятиях и конкурсах.
Школьное
краеведение помогает воспитывать у обучающихся бережное отношение к труду и
традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине.
Большое внимание
уделяется работе с семьёй: изучение семей будущих первоклассников, посещение
семей опекаемых детей, регулярное посещение проблемных семей, проводятся
спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», выставки поделок
семейного творчества, индивидуальные беседы с родителями, лектории. Родители
являются единомышленниками, помощниками классных руководителей, школы. Наиболее
приемлемыми формами являются: диспуты, конкурсные программы, вечера отдыха,
походы, поездки, экскурсии.
Нормативно-правовой базой для разработки
программы воспитательной работы являются следующие нормативно-правовые
документы:
·
Конституция
РФ.
·
Указы
Президента РФ.
·
Решения
правительства РФ, органов управления образованием всех уровней по вопросам
образования и воспитания обучающихся.
·
Закон
РФ «Об образовании».
·
Закон
РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».
·
Конвенция
ООН о правах ребёнка.
·
Районные
целевые программы.
· Устав Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Нововладимировская общеобразовательная школа» Кизлярского района Республики Дагестан
· Программа развития Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Нововладимировская общеобразовательная школа» Кизлярского района Республики Дагестан
· Образовательная программа Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Нововладимировская общеобразовательная школа» Кизлярского района Республики Дагестан
· Локальные акты школы
Современная социокультурная ситуация характеризуется
множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают
образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения
и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления
школой, критерии оценки её деятельности.
Продолжают
нарастать негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие,
эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к
государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности,
распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое
и психическое состояние детей. И нам бы не хотелось, чтобы обучающиеся
столкнулись с этими негативными явлениями.
Анализ научных исследований способствовал тому, что воспитание
понимается нами как содействие становлению конкурентно способного
профессионала, личности, стремящейся к самосовершенствованию.
Если представить себе государственный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Неотъемлемой частью воспитания нравственности является патриотическое воспитание – формирование у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Воспитание в каждом ребенке человечности, гражданственности, толерантности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – вот ведущие ценности, которыми руководствуется педагогический коллектив и которыми насыщается воспитательная система.
Цель:
создание
оптимальных условий для формирования и развития Человека-гражданина, способного
ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях, способного
к самореализации и самосовершенствованию.
Задачи:
1. Воспитание у
школьников патриотического отношения к семье, школе, малой Родине, России.
2. Развитие
духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
3. Формирование
необходимых моральных и правовых норм поведения в части государственных,
трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового
государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о
правах ребёнка.
4. Воспитание
чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и
привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
5. Выявлять
потребности обучающихся в различных видах деятельности, поддерживать творческую
и общественную активность воспитанников посредством совместной творческой
деятельности учителей, обучающихся и родителей;
6. Прививать навыки здорового образа жизни, что будет способствовать профилактике наркомании и алкоголизма.
Основные принципы организации воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и
воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды
на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого
и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, я уважаю тебя. Мы вместе
делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного
воздействия на всех ступенях образования. Взаимосвязь процессов воспитания и
обучения.
Концептуальные принципы совместного образования
(демократизация, гуманизация, регионализация).
Принцип творчества и успеха. Создание
ситуации успеха, обстановки общей увлеченности и творчества, воспитывающей
добрые чувства, умение сопереживать и радоваться вместе.
Логика программы
выстроена в соответствии с возрастными психологическими закономерностями и
особенностями личностного роста. Программа составлена на основе принципов
системности, научности, доступности, творчества и успеха и рассчитана на пять
лет. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом
различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими
особенностями и задачами жизнедеятельности у обучающихся разного школьного
возраста, а также с учетом степени подготовленности детей к жизни и
деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и
действовать самостоятельно.
Подход к ребёнку с позиции защиты подводит нас к
задаче обеспечения благополучия в сфере учения. Защита
обучающегося означает: разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных
особенностей школьника, изучение работы обучающегося на уроке путём посещения
занятий, организация консультативной помощи отдельным обучающимся, проведение
внеклассных мероприятий по предметам, расширяющих кругозор и познавательные
интересы детей, выработка совместной тактики и стратегии помощи ребёнку со
стороны семьи, организация самообслуживания, учебной работы класса.
Другое направление – Здоровье. Это
формирование у обучающихся всех возрастов понимания
значимости здоровья для собственного
самоутверждения. Для этого необходимо создавать условия для формирования
культуры сохранения собственного
здоровья, способствовать преодолению вредных привычек у обучающихся средствами
физической культуры и занятия спортом, предоставить возможность обучающимся
демонстрировать свои достижения по
сохранению здоровья.
Следующая сфера, в которой ребёнку нужна защита, - это
общение. Войти в сферу общения детей, понять положение каждого в
ней, научиться корректировать отношения между детьми – важнейшие задачи
классного руководителя. Он также ведёт серьёзную работу по обретению детьми
культуры общения, культуры поведения, соблюдению норм элементарной
нравственности во взаимоотношениях. Проблема общения выводит нас на
нравственный облик человека, на общечеловеческие ценности: преклонение перед
матерью, высшая ценность – человеческая жизнь, родная земля, дом, семья, право
другого человека на собственную уникальность, окружающая нас природа,
культурное наследие народа и т. д. Всё это понять и освоить сразу школьнику трудно. Их постижение идёт и
на уроках, и в чтении, и благодаря средствам массовой информации. Но если
каждый день держать их в качестве стержневых ориентиров жизни детского
сообщества, они становятся критериями оценки человеческих поступков.
Важное место в формировании личности школьника
занимает досуговая сфера. Ценность досуга для подростков оказывается
значительно выше учебной деятельности. Поэтому одним из важных направлений
воспитательной системы является выявление индивидуальных интересов детей, помощь
в выборе кружков, расширение познавательного и культурного кругозора класса
(экскурсии, встречи, конкурсы, коллективные выходы, предметные вечера), помощь
детям в общественной работе, организация коллективной творческой деятельности класса, совместного
отдыха на природе, обеспечение детям, не имеющим успехов в учёбе авторитета
перед классом и другими учителями за счёт демонстрации их достижений в
досуговой сфере.
Сфера, оказывающая кардинальное воздействие на
развитие школьника, - бытовая сфера. Внимание к
повседневному бытию ребёнка, к образу его жизни ставит перед классным
руководителем ряд специфических задач. Их можно разделить на две группы. Первая
обращена к семье, вторая – к школе. Классный руководитель знакомится с
условиями жизни ребёнка в семье, с режимом дня школьника, изучает особенности
его отношений с родителями, устанавливает с ними рабочий контакт. В школе
классному руководителю предстоит вместе с ребятами позаботиться о красивой
обстановке, вместе подумать о стиле оформления кабинета, наладить самообслуживание
и дежурство. Кроме того, необходимы беседы о здоровом образе жизни, о подлинных
ценностях, вести дискуссии о взаимоотношениях с людьми.
Организуя свою работу, классный руководитель
обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт
условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для
самоопределения, самореализации, самоорганизации и самосовершенствования. Всё
это он осуществляет совместно с семьёй и другими учителями, работающими в
данном классе.
Реализация системы воспитательной работы предполагает:
·
формирование
ведущих интегративных качеств личности;
· непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание;
·
практическую
деятельность педагогов и воспитанников;
·
содержание
просвещения в области гуманитарной культуры;
· оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
·
неразрывную
связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными
воспитательными учреждениями.
·
развитие
общей и педагогической культуры учителей и воспитателей.
I ступень воспитательной работы – начальная школа (подготовительный-4 классы)
Главная задача воспитательной деятельности на
начальной ступени: формирование культуры общения школьников с товарищами,
родителями, педагогами. Ведущими интегративными
качествами личности в начальной школе выступают гуманность, способность к
сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость,
организованность. Процесс формирования Человека-гражданина у младших школьников
строится с учётом пока ещё ограниченного у них жизненного опыта, характера и
объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его
в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением
учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм воспитания
будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят об
окружающем мире, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности
и взаимоотношениях в коллективе. Необходимо опираться на высокую эмоциональность,
впечатлительность и восприимчивость обучающихся в этом возрасте.
Основные
задачи воспитательной работы с обучающимися начальных классов:
·
адаптация
ребенка к условиям школьной жизни;
·
ознакомление
с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;
·
приобщение
обучающихся к общечеловеческому этикету и овладению им;
·
создание
психологического климата, способствующего развитию творческих способностей и
деятельности воспитанников;
·
воспитание
таких нравственных качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение;
·
формирование
в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
·
привитие
санитарно-гигиенических навыков;
·
воспитание
сознательного отношения к укреплению здоровья
Формы работы: классные часы;
организация самоуправления; коллективное творческое дело, экскурсии, походы;
игры, праздники, викторины; беседы; выставки рисунков и поделок.
II ступень воспитательной работы – основная школа (V- I X классы)
У подростков
зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности,
вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и
оценки. Потенциал личностного развития в школе II ступени - это сотрудничество
и дух партнерства, формирование нравственных принципов.
Ведущая воспитательная задача - формирование нравственного самосознания,
ответственности как черты личности и обучение культуре поведения на основе
управления собой. Воспитываются следующие интегративные качества: ответственность,
объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить и т.п.
Не менее важное направление воспитательной работы во
второй ступени - формирование
нравственных позиций по отношению к другому полу, возрасту и уровню
способностей, одаренности. Подростки соотносят себя с другими, но
нередко не видят границ между «можно» и «нельзя», когда речь идет о девочках,
девушках, женщинах, старших и младших, более или менее способных своих сверстниках.
Основные
задачи воспитательной работы с подростками V-IX классов:
·
формирование
общественного мнения по важнейшим проблемам жизни общества и человеческих
отношений;
·
развитие
самосознания и культуры самовоспитания;
· приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности;
·
формирование
полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни;
· формирование экономического мышления.
III ступень воспитательной работы – средняя школа (X-XI классы)
Это период
формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития
человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить
обучающихся к сознательному выбору профессии. Главными задачами самовоспитания
в школе III ступени являются задачи развития самосознания и культуры общения,
формирование чувств собственного достоинства.
Основные
задачи воспитательной работы с подростками X-XI классов:
·
расширение
представлений о разных способах социального устройства жизни;
·
формирование
отношения человека к обществу;
·
развитие
творчества и самотворчества;
·
формирование
навыков безопасного поведения;
·
формирование
навыков коллективной творческой деятельности;
·
формирование
представления о самосознании и его месте в самовоспитании.
·
становление
и самоактулизация личности
Формы работы: собрание группы,
класса, классные часы; работа с активом; организация самоуправления;
коллективное творческое дело, экскурсии, походы; беседы; диспуты, тренинги.
Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать
следующими качествами:
·
интеллигентностью,
высоким уровнем образованности и культуры;
·
быстрой приспособляемостью,
адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
·
инициативой,
предприимчивостью, трудолюбием, организованностью, необходимыми качествами
делового человека;
·
потребностью в
непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;
·
умением владеть
собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;
·
диалектическим
мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;
·
высокой
работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).
Механизм реализации
Программы учитывает современные формы и методы духовно-нравственного
просвещения и воспитания.
В осуществлении
Программы участвуют методическое объединение классных руководителей, педагоги, педагог-библиотекарь,
Совет старшеклассников, педагоги дополнительного образования, социальный
педагог, родители, обучающиеся.