Юный краевед

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.» Д.С. Лихачев.


Образовательная программа кружка "Юный краевед" 

Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.
Разрабатывая программу, я исходила из того, что отстоять и приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, литературы, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность. 
Программа состоит из трех блоков и предназначена для детей 12-15 лет. Коллектив набран свободно, по желанию детей.
Главные проблемы:
- это повышение занятости детей в свободное время;
- привлечение детей к познанию культурных ценностей родного края.

 Цель:
- воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;
- развитие интереса к изучению окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
- углубленное изучение истории родного края;
- ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
- привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.
Развивающие:
- обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.
Воспитывающие:
- воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.

Ожидаемый результат:

- учащиеся должны знать и уважать народные традиции;
- знать исторические события и памятники;
- должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.

К концу учебного года кружковцы должны

Знать:
- историю своего района,
- знаменитых и интересных людей;
Уметь:
- работать с литературой, источниками информации;
- активно участвовать в работе по краеведению

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 В понятие «краеведение» за время его существования (а зародилось оно в 1761г., когда М.В.Ломоносов пытался проводить исследования с участием местного населения, в том числе и детей) вкладывали различное содержание. В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование , истории, хозяйства, природы,  населения, его культуры и быта.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края, культуры и быта его населения, особенностей исторического развития. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает в учащихся патриотизм, интерес к родной культуре, наследию своей семьи, своей малой родины. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым, краеведческий принцип дает  возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому».  Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.

Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов (11-17лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.

В программе кружка «Краеведение» рассматриваются объекты краеведческой деятельности:

 – Изучение родословной;

 – Изучение истории города Кизляра; Кизлярского района, села Нововладимировка.

 – Топонимика населенных пунктов, географических объектов Кизлярского района.

   Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании – это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры. Историческое краеведение является частью школьного.

Цель программы:  способствовать процессу познания в области культуры, исторического прошлого нашего края, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития своего города.

Задачи:

1.     Обучающие

а) реализовать познавательные и других интересы и потребности ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;

б) разработать  формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;

в) восстановить прерванную связь времени;

г) создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского   становления,   удовлетворения   их   запросов,   формирование профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности

2.     Развивающие:

а) развивать мыслительные процессы;

б) развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение

3.     Воспитательные:

а) воспитывать утраченную любовь  к родной земле.

б) возродить духовные ценности великого русского народа,

Предполагаемые результаты:

         приобретение учащимися знаний об истории, культуре города Кизляра и Кизлярского   района,  топонимики.

         овладение школьниками навыками изучения истории родного края

         использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии)

         пропаганда краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися).

         овладение разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)

         организация учебного процесса и свое рабочего места

         выполнение первичных исследовательские работ по краеведческой деятельности (составление персоналий на своих близких, генеалогического дерева)

         составление вопросника, работа с информантами, запись информации, обработка собранного материала, работа над исследованием и докладом на итоговом занятии.

         Участие в краеведческих конкурсах от ДДТ

Содержание программы

 

Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего  города.

  Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею  свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного города на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.

  . В практической части программы учащиеся  работают с документами, хранящимися в краеведческом уголке, краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию  кизлярской земли. Исходя из задач программы разработаны следующие направления деятельности кружка :

Направления работы:

1.     Познавательное

2.     Краеведческое

 

  Познавательная часть программы (формы работы)

         беседы, написание рефератов, презентации;

         практические занятия (работа с историческими документами, составление генеалогического древа);

         познавательные историко-краеведческие  игры;

         викторины;

         конкурсы рисунков, плакатов.

 Краеведческая часть программы (формы работы)

         изучение краеведческой литературы;

         сбор краеведческого материала;

         встречи с жителями города.

Особенности программы

Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Попутно кружковцы участвуют в конкурсах от ДДТ, собирают краеведческий материал.

     

Содержание программы

1 год – 204 часа (6 ч. в неделю).

№ п/п

Тема

Содержание занятия. Форма проведения

Кол-во

часов

Дата

По плану

По факту

Введение 4 часа.

 

1-2

Краеведение – наука о родном крае.

Техника безопасности на занятиях.

Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?

2

6.09

6.09

 

3-4

Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, видеофильмы, кинофильмы). План работы кружка на год.

Беседа

2

7.09

7.09

 

      «Я и моя семья» 20 часов

 

5-6

 «Будем знакомы!» Принести фотографию или нарисовать автопортрет и рассказать о себе.

История старинной фотографии моих предков

2

8.09

8.09

 

7-8

 «Глупа та птица, которой своё гнездо немило». Подготовка сведений о своей семье, о ближайших родственниках.

Оформление  материала

2

14.09

14.09

 

9-10

 В гостях у бабушки Загадушки. Предметы быта в доме ногайцев  и в моем доме – сегодня.

 

2

20.09

20.09

 

11-12

Практикум «Моя семья на ленте времени»

Работа по изучению семейной истории

2

21.09

21.09

 

13-14

История моей семьи в истории села.

Работа по изучению семейной истории

2

22.09

22.09

 

15-16

Составление родословного древа семьи.

Работа по изучению семейной истории

2

27.09

27.09

 

17-18

Беседа. «На свет народился, с людьми породнился».  Узнать у родителей, какие обычаи и праздники стали в вашей семье традиционными.

 

2

28.09

28.09

 

19-20

Проект. «Что в имени твоем?»

Что означает твое имя. Работа со словарями. Подготовка мультимедиа-презентации о своем имени.

2

29.09

29.09

 

21-24

Конкурс исследовательских работ «Герой в моей семье»

Работа по изучению семейной истории

4

4.10

4.10

5.10

5.10

 

 

 

Родная школа. Её  история и традиции 20 часов.

 

25-26

История Нововладимировской средней школы. Выпускники школы – уважаемые люди района.

Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.

2

6.10

6.10

 

27-28

История старой и  новой школы. История строительства школы

Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.

2

11.10

11.10

 

29-30

Учителя – ветераны педагогического труда.

Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.

2

12.10

12.10

 

31-32

Гордость нашей школы – выпускники (медалисты).

Сбор материала об учителях школы

2

13.10

13.10

 

 

33-36

Рассказ «Мои родители учились в этой школе»

 

4

18.10

18.10

19.10

19.10

 

 

37-40

Создание презентации « Наша школа»

Оформление  материала

4

20.10

20.10

25.10

25.10

 

 

41-44

Исследовательская работа «О сельской школе замолвите слово» 

 

4

26.10

26.10

27.10

27.10

 

 

 

«Моё село» 54 часа.

 

45-48

Возникновение, становление и развитие села Горбовское

Сбор материала

4

15.11

15.11

16.11

16.11

 

 

49-52

Нововладимировское поселение. Административное устройство. Население.

Беседа

4

17.11

17.11

22.11

22.11

 

53-56

Возникновение, становление и развитие села Нововладимировка

Беседа

4

23.11

23.11

24.11

24.11

 

 

57-60

Становление, развитие  и распад колхоза «Дослык»

беседа

4

29.11

29.11

30.11

30.11

 

61-62

Знаменитые люди села.

Оформление  материала

2

1,12

1,12

 

63-66

Беседа. Почему так названы улицы?

 

4

6.12

6.12

7.12

7.12

 

67-68

Ролевая игра «Расскажи гостю о нашем селе»

Подготовить сообщения

2

8.12

8.12

 

 

69-70

Викторина: «Что я знаю о селе»?

 

2

13.12

13.12

 

71-76

Наши земляки – участники Великой Отечественной войны

Работа с краеведческой литературой.

6

14.12

14.12

15.12

15.12

20.12

20.12

 

 

77-80

Проектная работа  «Мои родственники – участники ВОВ».

Оформление  материала

4

21.12

21.12

22.12

22.12

 

81-82

Беседа «Памятник нашего села»

Беседа о военном времени

2

27.12

27.12

 

83-86

Наши земляки - участники военных действий в Афганистане.

Оформление  материала. Беседа о военном времени

4

28.12

28.12

29.12

29.12

 

87-90

Наши земляки - участники военных действий в Чечне

Оформление  материала

4

11.01

11.01

12.01

12.01

 

91-92

Встреча с участником военных действий в Афганистане и Чечне

Оформление  материала

2

17.01

17.01Хочу такой сайт

 
 

93-98

П/р «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.»

Оформление  материала

6

18.01

18.01

19.01

19.01

24.01

24.01

 
 

Край, в котором я живу. 40 часов

 

 

99-100

Дагестан на карте России. Кизлярский  район на карте Дагестана. Наши сёла на карте Кизлярского  района.

Подготовка к краеведческой конференции

2

25.01

25.01

 
 

101-102

История возникновения Кизлярского района

Работа с краеведческой литературой.

2

26.01

26.01

 
 

103-104

Кизляр - наш город

Работа с краеведческой литературой.

2

1.02

1.02

 
 

105-106

Знаменитые люди района.

Работа с краеведческой литературой.

2

2.02

2.02

 
 

107-108

Достопримечательности Кизляра  и нашего района.

Просмотр видеоматериала

2

7.02

7.02

 
 

109-112

Герои земли Кизлярской

Беседа о подвиге русских воинов на Кизлярской земле

4

8.02

8.02

9.02

9.02

     
 

113-116

Мы выстояли, мы победили! Кизлярский   район в годы ВОВ.

Работа с краеведческой литературой.

4

14.02

14.02

15.02

15.02

 

23.01

23.01

 

117-118

Мемориал Славы.

 

Онлайн экскурсия по Аллее Славы

2

16.02

16.02

 
 

119-122

«Они отстояли победу»

Создание презентации

4

21.02

21.02

22.02

22.02

 
 

123-124

Книга Памяти  Кизлярского района

Оформление  материала

2

28.02

28.02

 
 

125-126

Солдаты Отечества (Кизлярский район)

Оформление  материала

2

1.03

1.03

 

127-128

Почетные граждане Кизлярского района

Оформление  материала

2

2.03

2.03

 
 

129-130

Сёла нашего района. Что мы знаем о них?

 

2

7.03

7.03

 
 

131-134

Промышленность нашего района.

 

4

9.03

9.03

 

135-136

Традиции и праздники нашего района.

 

2

14.03

14.03

 

137-138

Викторина «Знаешь ли ты свой район?»

 

2

15.03

15.03

 

 

 

 

 

«Природа родного края» 34 часа

 

139-140

Семь чудес Кизлярского района.

Сбор материала

2

16.03

16.03

 

141-144

Природа Кизлярского района: рельеф, полезные ископаемые, климат, водные ресурсы, растения и животные.

 

4

4.04

4.04

5.04

5.04

 

145-146

Лекарственные травы моего региона

 

2

6.04

6.04

 

 

147-150

Топонимика. Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев. Легенды, рассказы.

Сбор материала

4

11.04

11.04

12.04

12.04

 

151-152

Деревья и кустарники нашего края.

 

2

13.04

13.04

 

153-154

Птицы нашего края.

 

2

18.04

18.04

 

 

155-156

Обитатели почвы.

 

2

19.04

19.04

 

 

157-158

Сезонные изменения в нашем крае.

 

2

20.04

20.04

 

159-160

 

Тест «Умники и умницы»

 

 

2

25.04

25.04

 

161-166

Растения и животные Кизлярского района, занесенные в Красную Книгу.

 

Оформление  материала

6

26.04

26.04

27.04

27.04

2.05

2.05

 

 

167-168

Викторина «Люблю природу в любую погоду».

 

 

2

3.05

3.05

 

169-174

Проект «Экологическое путешествие во времена года».

 

Оформление  материала

6

4.05

4.05

10.05

10.05

11.05

11.05

 

                       

   «Без прошлого нет настоящего» 28 ч.

 

 

175-176

Кизлярский район в древности

 

Историческая справка

2

 

 

177-178

Как и из чего строили жилище наши предки?

Историческая справка

2

 

 

179-180

Загадка – для ума зарядка. (О предметах быта наших предков).

 

2

16.05

16.05

 

 

181-182

Кизлярский район 18-19 вв

Историческая справка

2

17.05

17.05

 

183-184

Кизлярский район 20-21 вв.

 

Историческая справка

2

18.05

18.05

 

185-186

«Будущее  района – это мы».

 

 

2

23.05

23.05

 

187-190

Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела»

Оформление  материала

4

24.05

24.05

 

191-194

Фотовыставка“Любимый район”

Сбор фотографий с видами района

4

25.05

25.05

30.05

30.05

 

195-196

Музеи – хранители древности. Экскурсии в музей  г.Кизляра

 

2

31.05

31.05

 

197-198

Экскурсии в музей им.Багратиона в г.Кизляр

Посещение городского краеведческого музея

2

 

 

199-200

Подводим итоги работы кружка. Составление презентации.

Посещения Ачикольских озер

2

 

 

201-202

Экскурсия на Ачикольские озера

Оформление  материала

2

 

 

203-204

Резерв

 

2

 

 

итого

204

 

 

 

 

 

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».