Юный краевед
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.» Д.С. Лихачев.
Образовательная программа кружка "Юный краевед"
Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Занятие в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.
Разрабатывая программу, я исходила из того, что отстоять и приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, литературы, истории. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.
Программа состоит из трех блоков и предназначена для детей 12-15 лет. Коллектив набран свободно, по желанию детей.
Главные проблемы:
- это повышение занятости детей в свободное время;
- привлечение детей к познанию культурных ценностей родного края.
Цель:
- воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;
- развитие интереса к изучению окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
- углубленное изучение истории родного края;
- ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
- привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.
Развивающие:
- обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.
Воспитывающие:
- воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.
Ожидаемый результат:
- учащиеся должны знать и уважать народные традиции;
- знать исторические события и памятники;
- должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.
К концу учебного года кружковцы должны
Знать:
- историю своего района,
- знаменитых и интересных людей;
Уметь:
- работать с литературой, источниками информации;
- активно участвовать в работе по краеведению
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В понятие «краеведение» за время его
существования (а зародилось оно в 1761г., когда М.В.Ломоносов пытался проводить
исследования с участием местного населения, в том числе и детей) вкладывали
различное содержание. В настоящее время под краеведением понимают всестороннее
изучение определенной части страны местным населением, для которого эта
территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает
исследование , истории, хозяйства, природы, населения, его культуры и быта. Сущность школьного
краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством
учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края,
культуры и быта его населения, особенностей исторического развития. Краеведение
развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает в учащихся
патриотизм, интерес к родной культуре, наследию своей семьи, своей малой родины.
При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления
о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат
основой для понятий. Тем самым, краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно
дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к
далекому». Благодаря краеведению
решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью.
Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании
различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в
знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших
школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в
обществе, но и как дидактическое правило обучения. Программа
рассчитана на учащихся 5-11 классов (11-17лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим
уровнем знаний и предполагает постепенное
развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и
мировоззренческую позицию будущего
гражданина. В программе кружка «Краеведение» рассматриваются объекты краеведческой
деятельности: – Изучение родословной; – Изучение истории города Кизляра; Кизлярского
района, села Нововладимировка. – Топонимика населенных пунктов,
географических объектов Кизлярского района. Программа носит ярко выраженный
краеведческий характер. Краеведение в современном понимании – это познание современной
действительности, формирование ценных
духовных качеств в личности. Большое
значение школьное краеведение имеет в
расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры. Историческое краеведение является частью школьного. Цель программы: способствовать процессу познания в области культуры,
исторического
прошлого нашего края, созданию у школьников начального представления о
доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития
своего города. Задачи: 1.
Обучающие а) реализовать познавательные и
других интересы и потребности ребенка через изучение истории своего родного
края и своей страны средствами краеведения; б) разработать формы реализации исследовательских и
познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении; в) восстановить
прерванную связь времени; г) создание оптимальных возможностей для творческого
развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их
запросов, формирование профессиональных интересов в процессе
краеведческой деятельности 2. Развивающие: а) развивать мыслительные процессы; б) развивать творческую,
познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию,
умозаключение, суждение 3. Воспитательные: а)
воспитывать утраченную
любовь к родной земле. б) возродить духовные ценности великого русского народа, Предполагаемые результаты: •
приобретение
учащимися знаний об истории, культуре города Кизляра и Кизлярского района, топонимики. •
овладение
школьниками навыками изучения истории родного края •
использование
краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории,
литературы, географии) •
пропаганда
краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися). •
овладение разнообразными формами и методами поиска
знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете) •
организация учебного процесса и свое рабочего места •
выполнение первичных исследовательские работ по
краеведческой деятельности (составление персоналий на своих близких, генеалогического
дерева) •
составление вопросника, работа с информантами, запись
информации, обработка собранного материала, работа над исследованием и докладом
на итоговом занятии. •
Участие в краеведческих конкурсах от ДДТ Программа построена на
теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы
учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые
помогают им узнать вопросы истории нашего города. Верить в родину, родную землю, может лишь
тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею
свои истоки. Поэтому вся
деятельность историко-краеведческого общества направлена на
изучение истории родной земли, родного города на различных этапах нашей столь непростой
истории. Гордиться славою своих предков не
только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие. . В практической части программы
учащиеся работают с документами,
хранящимися в краеведческом уголке, краеведческой литературой. В рамках данной
программы ребята приобщаются к историческому наследию кизлярской земли. Исходя
из задач программы разработаны следующие направления деятельности
кружка : Направления
работы: 1.
Познавательное 2.
Краеведческое Познавательная
часть программы (формы работы) •
беседы, написание рефератов, презентации; •
практические занятия (работа с историческими
документами, составление генеалогического древа); •
познавательные историко-краеведческие игры; •
викторины; •
конкурсы рисунков, плакатов. Краеведческая часть программы (формы работы) •
изучение краеведческой литературы; •
сбор краеведческого материала; •
встречи с жителями города. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется
материал, усложняются формы работы. Практическая направленность программы
позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Попутно кружковцы
участвуют в конкурсах от ДДТ, собирают краеведческий материал. № п/п Тема Содержание занятия. Форма
проведения Кол-во часов Дата По плану По факту Введение
4 часа. 1-2 Краеведение – наука о родном крае. Техника безопасности на занятиях. Беседа об истории
возникновении краеведения. Для чего это нужно? 2 6.09 6.09 3-4 Основные виды источников: вещественные, изобразительные,
письменные, особые (фотографии, видеофильмы, кинофильмы). План работы кружка
на год. Беседа 2 7.09 7.09 «Я и моя семья» 20 часов 5-6 «Будем знакомы!»
Принести фотографию или нарисовать автопортрет и рассказать о себе. История старинной
фотографии моих предков 2 8.09 8.09 7-8 «Глупа та птица, которой своё гнездо
немило». Подготовка сведений о своей семье, о ближайших родственниках. Оформление материала 2 14.09 14.09 9-10 В гостях у бабушки
Загадушки. Предметы быта в доме ногайцев и в моем доме – сегодня. 2 20.09 20.09 11-12 Практикум «Моя
семья на ленте времени» Работа по
изучению семейной истории 2 21.09 21.09 13-14 История моей семьи в истории села. Работа по
изучению семейной истории 2 22.09 22.09 15-16 Составление родословного древа семьи. Работа по
изучению семейной истории 2 27.09 27.09 17-18 Беседа. «На свет народился, с людьми породнился». Узнать у родителей, какие обычаи и
праздники стали в вашей семье традиционными. 2 28.09 28.09 19-20 Проект. «Что в имени твоем?» Что означает твое
имя. Работа со словарями. Подготовка мультимедиа-презентации о своем имени. 2 29.09 29.09 21-24 Конкурс исследовательских работ «Герой в моей семье» Работа по
изучению семейной истории 4 4.10 4.10 5.10 5.10 Родная школа.
Её история и традиции 20 часов. 25-26 История Нововладимировской
средней школы. Выпускники школы – уважаемые люди района. Беседа о своей
школе, история школы. Составление летописи. 2 6.10 6.10 27-28 История старой и новой школы. История строительства школы Беседа о своей
школе, история школы. Составление летописи. 2 11.10 11.10 29-30 Учителя – ветераны
педагогического труда. Беседа о своей
школе, история школы. Составление летописи. 2 12.10 12.10 31-32 Гордость нашей школы –
выпускники (медалисты). Сбор материала об
учителях школы 2 13.10 13.10 33-36 Рассказ «Мои родители
учились в этой школе» 4 18.10 18.10 19.10 19.10 37-40 Создание презентации «
Наша школа» Оформление материала 4 20.10 20.10 25.10 25.10 41-44 Исследовательская
работа «О сельской школе замолвите слово»
4 26.10 26.10 27.10 27.10 «Моё село» 54 часа. 45-48 Возникновение, становление и развитие села Горбовское Сбор материала 4 15.11 15.11 16.11 16.11 49-52 Нововладимировское
поселение. Административное устройство. Население. Беседа 4 17.11 17.11 22.11 22.11 53-56 Возникновение,
становление и развитие села Нововладимировка Беседа 4 23.11 23.11 24.11 24.11 57-60 Становление,
развитие и распад колхоза «Дослык» беседа 4 29.11 29.11 30.11 30.11 61-62 Знаменитые люди села. Оформление материала 2 1,12 1,12 63-66 Беседа. Почему так названы улицы? 4 6.12 6.12 7.12 7.12 67-68 Ролевая игра «Расскажи гостю о нашем селе» Подготовить
сообщения 2 8.12 8.12 69-70 Викторина: «Что я знаю о селе»? 2 13.12 13.12 71-76 Наши земляки – участники Великой
Отечественной войны Работа с
краеведческой литературой. 6 14.12 14.12 15.12 15.12 20.12 20.12 77-80 Проектная работа «Мои родственники –
участники ВОВ». Оформление материала 4 21.12 21.12 22.12 22.12 81-82 Беседа «Памятник нашего села» Беседа о военном
времени 2 27.12 27.12 83-86 Наши земляки -
участники военных действий в Афганистане. Оформление материала. Беседа о военном времени 4 28.12 28.12 29.12 29.12 87-90 Наши земляки -
участники военных действий в Чечне Оформление
материала 4 11.01 11.01 12.01 12.01 91-92 Встреча с участником
военных действий в Афганистане и Чечне Оформление
материала 2 17.01 93-98 П/р «Наши земляки –
участники Великой Отечественной войны.» Оформление материала 6 18.01 18.01 19.01 19.01 24.01 24.01 Край, в котором я
живу. 40 часов 99-100 Дагестан на карте
России. Кизлярский район на карте
Дагестана. Наши сёла на карте Кизлярского
района. Подготовка к краеведческой конференции 2 25.01 25.01 101-102 История
возникновения Кизлярского района Работа с краеведческой литературой. 2 26.01 26.01 103-104 Кизляр -
наш город Работа с краеведческой литературой. 2 1.02 1.02 105-106 Знаменитые
люди района. Работа с краеведческой литературой. 2 2.02 2.02 107-108 Достопримечательности
Кизляра и нашего района. Просмотр видеоматериала 2 7.02 7.02 109-112 Герои земли Кизлярской Беседа о подвиге русских воинов на Кизлярской земле 4 8.02 8.02 9.02 9.02 113-116 Мы выстояли, мы победили! Кизлярский район в годы ВОВ. Работа с краеведческой литературой. 4 14.02 14.02 15.02 15.02 23.01 23.01 117-118 Мемориал
Славы. Онлайн экскурсия по Аллее Славы 2 16.02 16.02 119-122 «Они отстояли победу» Создание
презентации 4 21.02 21.02 22.02 22.02 123-124 Книга Памяти
Кизлярского района Оформление материала 2 28.02 28.02 125-126 Солдаты Отечества (Кизлярский район) Оформление материала 2 1.03 1.03 127-128 Почетные
граждане Кизлярского района Оформление материала 2 2.03 2.03 129-130 Сёла
нашего района. Что мы знаем о них? 2 7.03 7.03 131-134 Промышленность
нашего района. 4 9.03 9.03 135-136 Традиции
и праздники нашего района. 2 14.03 14.03 137-138 Викторина
«Знаешь ли ты свой район?» 2 15.03 15.03 «Природа родного края» 34 часа 139-140 Семь
чудес Кизлярского района. Сбор материала 2 16.03 16.03 141-144 Природа
Кизлярского района: рельеф, полезные ископаемые, климат, водные ресурсы,
растения и животные. 4 4.04 4.04 5.04 5.04 145-146 Лекарственные
травы моего региона 2 6.04 6.04 147-150 Топонимика.
Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев. Легенды,
рассказы. Сбор материала 4 11.04 11.04 12.04 12.04 151-152 Деревья и кустарники нашего края. 2 13.04 13.04 153-154 Птицы нашего края. 2 18.04 18.04 155-156 Обитатели почвы. 2 19.04 19.04 157-158 Сезонные изменения в нашем крае. 2 20.04 20.04 159-160 Тест «Умники и умницы» 2 25.04 25.04 161-166 Растения и животные Кизлярского района, занесенные в Красную Книгу. Оформление материала 6 26.04 26.04 27.04 27.04 2.05 2.05 167-168 Викторина «Люблю природу в любую погоду». 2 3.05 3.05 169-174 Проект «Экологическое путешествие во времена года». Оформление материала 6 4.05 4.05 10.05 10.05 11.05 11.05
«Без прошлого нет настоящего»
28 ч. 175-176 Кизлярский район в древности Историческая
справка 2 177-178 Как и из чего строили жилище наши предки? Историческая
справка 2 179-180 Загадка
– для ума зарядка. (О предметах быта наших предков). 2 16.05 16.05 181-182 Кизлярский
район 18-19 вв Историческая
справка 2 17.05 17.05 183-184 Кизлярский
район 20-21 вв. Историческая
справка 2 18.05 18.05 185-186 «Будущее района – это мы». 2 23.05 23.05 187-190 Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела» Оформление материала 4 24.05 24.05 191-194 Фотовыставка“Любимый район” Сбор фотографий с видами района 4 25.05 25.05 30.05 30.05 195-196 Музеи – хранители древности. Экскурсии в музей г.Кизляра 2 31.05 31.05 197-198 Экскурсии в музей им.Багратиона в г.Кизляр Посещение городского краеведческого музея 2 199-200 Подводим итоги работы кружка. Составление
презентации. Посещения Ачикольских озер 2 201-202 Экскурсия на Ачикольские озера Оформление материала 2 203-204 Резерв 2 итого 204Содержание программы
Особенности программы
Содержание программы
1 год – 204 часа (6 ч. в неделю).