Инклюзивное образование
Инклюзивное образование
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенноеобразование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями вобщеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, котораяисключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, носоздает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивноеобразование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования длявсех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию длядетей с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального ивысшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональнойподготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническоеоснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов идругих учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимыспециальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченнымивозможностями в общеобразовательном учреждении.
Мировая практика инклюзивного образования
За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательнойполитике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа кобразованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками напраздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей спсихическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целомнеизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ иперепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей безисключения.
В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизацииродителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.
Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. идемонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.
На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительноважности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетноефинансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числаучащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.
Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобреннойГенеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.
Ситуация с инклюзивным образованием в России
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. ВМоскве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественнойорганизации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностямиздоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированномуобучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международныеконференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практическойконференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образованиялиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образованиясубъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе сдетьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняларешение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной(коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести этикурсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.
По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образованиявнедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектовФедерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.
В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивногообразования – лишь 47.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека иосновных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертойКонвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должныобеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Ратификацию конвенции «О правах инвалидов» планируется провести до конца 2009 года.
Мосгордума планирует до конца 2009 года принять законопроект «Об образовании лиц с ограниченнымивозможностями здоровья в Москве», несмотря на отсутствие аналогичного федерального закона.
Другие варианты обучения детей-инвалидов
Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:
Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыковсамостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различныеобразовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.
Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностямиздоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможностиучаствовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а такжето, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательногоучреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту егопроживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшегообразовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомногообучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат обокончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам спомощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствахобмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центромдистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком врежиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующейотправкой результатов в центр дистанционного обучения.
На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но ивысшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественныевузы.