Инклюзивное образование

Инклюзивное образование

Инклюзивное (францinclusif – включающий в себяот латinclude – заключаювключаюили включенноеобразование – терминиспользуемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями вобщеобразовательных (массовыхшколахВ основу инклюзивного образования положена идеологиякотораяисключает любую дискриминацию детейкоторая обеспечивает равное отношение ко всем людямносоздает особые условия для детейимеющих особые образовательные потребностиИнклюзивноеобразование – процесс развития общего образованиякоторый подразумевает доступность образования длявсехв плане приспособления к различным нуждам всех детейчто обеспечивает доступ к образованию длядетей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2Каждый человек способен чувствовать и думать;
3Каждый человек имеет право на общение и на точтобы быть услышанным;
4Все люди нуждаются друг в друге;
5Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в томчто они могут делатьчем в томчто не могут;
8Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднегопрофессионального ивысшего образованияЕе целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональнойподготовке людей с ограниченными возможностямиДанный комплекс мер подразумевает как техническоеоснащение образовательных учрежденийтак и разработку специальных учебных курсов для педагогов идругих учащихсянаправленных на развитие их взаимодействия с инвалидамиКроме этого необходимыспециальные программынаправленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченнымивозможностями в общеобразовательном учреждении.

Мировая практика инклюзивного образования

За рубежомначиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актовспособствующих расширению образовательных возможностей инвалидовВ современной образовательнойполитике США и Европы получили развитие несколько подходовв том числе: расширение доступа кобразованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзият.евключение (inclusion). Мэйнстриминг предполагаетчто ученики-инвалиды общаются со сверстниками напраздникахв различных досуговых программахИнтеграция означает приведение потребностей детей спсихическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образованияостающейся в целомнеизменнойне приспособленной для нихВключениеили инклюзия реформирование школ иперепланировка учебных помещений такчтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей безисключения.

В 1990-х ггв США и странах Европы вышел ряд публикацийпосвященных проблеме самоорганизацииродителей детей-инвалидовобщественной активности взрослых инвалидов и защитников их правспособствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образованияпроведенные в 1980 – 1990-х ггидемонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгодыпользыдостижений.

На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительноважности интеграции детей-инвалидовГосударственныемуниципальные и школы получают бюджетноефинансирование на детей с особыми потребностямиисоответственнозаинтересованы в увеличении числаучащихсяофициально зарегистрированных как инвалиды.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобреннойГенеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

Ситуация с инклюзивным образованием в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 ггВМоскве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественнойорганизации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностямиздоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированномуобучению детей-инвалидовПо результатам эксперимента были проведены две международныеконференции (19951998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практическойконференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образованиялиц с ограниченными возможностями здоровьякоторая была направлена в органы управления образованиясубъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 годаС целью подготовки педагогов к работе сдетьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняларешение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной(коррекционнойпедагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести этикурсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

По данным Министерства образования и науки РФв 2008 – 2009 ггмодель инклюзивного образованиявнедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектовФедерации: АрхангельскойВладимирскойЛенинградскойМосковскойНижегородскойНовгородскойСамарскойТомской и других областях.Хочу такой сайт

В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школиз них по программе инклюзивногообразования – лишь 47.

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФфедеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека иосновных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертойКонвенции говорится томчто в целях реализации права на образование государства-участники должныобеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Ратификацию конвенции «О правах инвалидов» планируется провести до конца 2009 года.

Мосгордума планирует до конца 2009 года принять законопроект «Об образовании лиц с ограниченнымивозможностями здоровья в Москве», несмотря на отсутствие аналогичного федерального закона.

Другие варианты обучения детей-инвалидов

Помимо инклюзивного образованияв России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихсясозданные в целях оказания помощи семье в воспитании детейформирования у них навыковсамостоятельной жизнисоциальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детейТакже на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защитыв которых различныеобразовательные программы осуществляются силами социальных педагоговОднако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образованииВ2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образованияпозволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностямиздоровьяПоложительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможностиучаствовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классова такжеточто дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидовпри котором преподаватели образовательногоучреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту егопроживанияВ таком случаекак правилообучение осуществляется силами педагогов ближайшегообразовательного учрежденияоднако в России существуют и специализированные школы надомногообучения детей-инвалидовДомашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программепостроенной с учетом возможностей учащегосяПо окончании обучения ребенку выдается аттестат обокончании школы общего образца с указанием программыпо которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услугпредоставляемых детям-инвалидам спомощью специализированной информационно-образовательной средыбазирующейся на средствахобмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидениерадиокомпьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютерпринтерсканервеб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центромдистанционного обученияВ ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком врежиме онлайнтак и выполнение учащимся заданийприсланных ему в электронном видес последующейотправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднеено ивысшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественныевузы.

инклюзивное образование.docx (скачать)
инклюзивное образование.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».