29.08.2019
ЕСЛИ ВЫ:
- поругались
или подрались;
- если
вас обижают в классе;
- у
вас что-то украли, вас побили, и вы знаете обидчика и т.д.
ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В СЛУЖБУ МЕДИАЦИИ
Работа службы медиации направлена на
помощь ученикам школы в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения
могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон
конфликта.
Это альтернативный путь разрешения
конфликта.
Люди, ведущие примирительную встречу не
будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача –
помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт.
Главными
участниками встречи будете вы сами.
МИССИЯ
ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ:
• Создается альтернативный
путь разрешения конфликтов
• Конфликт превращается в
конструктивный процесс
• Приобретаются навыки
активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения
• Улучшаются
взаимоотношения среди детей и взрослых
• Развивается чувство
ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной
значимости
УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ
СИТУАЦИЯ КОНФЛИКТНАЯ МОЖЕТ БЫТЬ РАССМОТРЕНА СЛУЖБОЙ:
1.
Стороны признают свое участие в
конфликте (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее
разрешить.
3.
Стороны не употребляют наркотические
вещества и психически здоровы (поскольку они не могут брать на себя
ответственность за свои поступки).
4.
Если в конфликте участвуют учителя или
родители, на встрече возможно присутствие взрослого ведущего.
Четырнадцать
правил поведения в конфликтных ситуациях:
1. Дайте
партнеру «выпустить пар». Если
он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение.
Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно.
2.
Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные
доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции.
3.
Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета, задайте
неожиданный вопрос. Сделайте комплимент («В гневе вы еще красивее… Ваш гнев
гораздо меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации…»).
Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключали сознание
разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные.
4. Не давайте
ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманываете», лучше звучит: «Я
чувствую себя обману-тым». Не говорите: «Вы грубый человек», лучше скажите: «Я
очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».
5.
Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь
препятствий. Проблема — это то,
что надо решать. Отношение к человеку — это фон или условия, в которых
приходится решать. Не позволяйте эмоциям управлять вами! Определите вместе с
ним проблему и сосредоточьтесь на ней.
6.
Предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы
и свои варианты решения. Не
ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. Не
останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов.
Потом из него выберите лучший. При поиске путей решения помните, что следует искать
взаимоприемлемые варианты решения.
7. В любом
случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Не позволяйте себе отвечать агрессией на агрессию. Не
задевайте его достоинства. Он этого не простит. Давайте оценку только его
действиям и поступкам.
8. Не
бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает партнера, во-вторых, вызывает
у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.
9. Ничего
не надо доказывать. В любых
конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже
силой. Это — бесполезное, пустое занятие. Отрицательные эмоциональные воздействия
блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с «врагом».
10.
Замолчите первым. Если так уж
получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в
конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Ваше молчание позволяет
выйти из ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвуют обычно две стороны,
а если одна исчезла — с кем ссориться?
11. Не
характеризуйте состояние оппонента.
Всячески избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния
партнера. Подобные «успокаивающие» слова только укрепляют и усиливают развитие
конфликта.
12. Уходя,
не хлопайте дверью. Ссору можно
прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом
хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать эффект
страшной, разрушительной силы.
13.
Говори, когда партнер остыл. Если
вы замолчали, и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не
опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Побеждает не тот, кто
оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить
конфликт вначале, не даст ему разгона.
14. Независимо
от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения.