Так тянется к теплу, добру и свету –
Души ребёнка трепетный росток!
Средь непогод житейских путь к расцвету
И труден, и тревожен, и далёк…
Но сердце юное не знает зла и скуки
И тонет мир в распахнутых глазах…
И детские доверчивые руки
Сжимает школа бережно в руках.
Школа.… Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается огромный мир знаний, ученик формируется как личность.
Школа играет большую роль в жизни человека. Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но Школу, где человек начинает познавать мир, забыть невозможно. И люди шагают по жизни уверенно, потому что у них в сердце – тепло Школы. Со школой связано все самое светлое в жизни человека, ведь она является связующим звеном между прошлым и настоящим, между детством и взрослой жизни. Удивительный этот дом – школа. Здесь все перемешалось: детство и зрелость, юность и романтика, наука и искусство, мечты и реальная жизнь.
ИСТОРИЯ ШКОЛЫ
Неровной, расширяющейся к морю полосой степных, полустепных и солончаковых земель, протянулся Кизлярский район на карте Республики Дагестан. Во второй половине 19 века на Кизлярской земле возникает наше село Ново - Владимировка
Село наше раньше называлось Горбовским. Почему Горбовским ? Дело в том ,что в конце 19 века , приблизительно 1890 годах на берегу безымянной речки появилось поместье русских помещиков – братьев Горбовых. Поместья Горбовых утопало в зелени душистой вербы, серебристого мха, плакучей ивы. Вокруг поместья заливные луга служили прекрасными пастбищами для помещичьего скота. Хуторок постепенно стал разрастаться, особенно после переселения сюда первых украинцев из села Владимировка Ставропольской губернии, которые дали нашему селу название Владимировка.
После революции в 1917 года в один из ненастных осенних ночей братья Горбовы, оставив всю свою недвижимость, скрылись в неизвестном направлении. Никто искать не стал их, все оставленное добро было разграблено, а с приходом советской власти в Дагестан, поместье было раскулачено и отдано в руки местных органов управления. Дома пустовали недолго. Решили в одном из зданий открыть школу в 1921 годах. И с этого момента начинается развитие образования в нашем родном селе.
Школа изначально была начальная, малокомплектная. Многие дети не посещали школу, потому что взрослые не понимали необходимость образование, так как сами были неграмотными. Обучение велось на родном и русском языке. Работали всего два учителя: Ольга Владимировна – вела обучение на русском языке и Юнкашиев Ялдав - на ногайском языке. В основном учились дети местных жителей.
1941 год. Началась война. Мужчины ушли на фронт, в селе остались старики и дети. Какое бы не было тяжелое время школа продолжала свою работу. По состоянию здоровья Юнкашиева Ялдава не забрали на фронт, и они вместе с Ольгой Владимировной и своими учениками после окончание уроков помогали старикам и женщинам пахать земли, сеять хлеб.
Прошла война, шли годы, село Нововладимировка разрослось за счет объединения ближайших хуторов Арбаколь и Зармамбет, старое здание школы со временем разрушилось, и в 1949 в селе была построена школа интернат. Открыли пятый подготовительный класс. В классах стояли парты, дети писали чернилами, которые носили и разводили сами, учебники выдавались в школе. Дети-националы в 5 классе занимались два года (первый год на родном языке, а во второй - на русском языке). Заведующим интерната назначили Шудаева Магомеда Данияловича, человека инициативного, беспокойного, замечательного хозяйственника. Он приложил много сил для благоустройства школы. Здесь жили и учились дети животноводов из с. Сангиши, Мангалаула, Огузера, Сар-Сара, Мулали, Персидского, Бурумбая, в которых функционировали тогда только начальные школы. «Учитель» - вот главное богатство маленьких сельских школ! Проходит время , и в нашей школе появляются новые учителя: Новикова Зоя Ивановна, Цыбанева Марина Михайловна, Героида Николаевна. Битула Баетович, Сейпудин Худайбердиевич, Хадижат Халифовна, Цехова Лидия Николаевна и многие другие.
Но в 1987 году, в один из летних дней стена школы - интернат обрушилось. К нашему великому счастью это было время каникул и детей в школе не было. Всем селом разбирали нашу школу, собрали сход села и решили обратиться в администрацию района с просьбой о строительстве новой школы. У администрации не было средств на строительство и жители села с поддержкой совхоза «Путь Ленина» построили временное здание,
где должны были разместить детей на время строительства новой школы. Но жизнь диктует свои правила, и случилось так, что распался совхоз, а вместе с ним и финансирование строительства новой школы. И вот уже много лет дети продолжают учиться в этой «времянке». И, несмотря на то, что наша школа маленькая и в ней нет актового и спортивного зала, и все-таки она родная …
ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК
Наш школьный участок впервые был заложен весной в 1952 году на площади 0,25 га на одном из заброшенных приусадебных участков. В 1954 году по решению общего собрания бывшего колхоза «Фрунзе» была выделена земля под школьный учебно-опытный участок площадью 3 га на постоянное пользование, где он существует и поныне. Этот заброшенный пустырь учащиеся нашей школы обработали и заложили на нем опытный участок. Сами же его и загородили. В 1955 году заложили и вырыли водоём на 150 м3 . Был здесь и пруд с рыбами и белыми лебедями, а при интернате содержали кролиководческую ферму.
Экспонаты нашей школы, выращенные юннатами, благодаря биологу Цехову Федору Максимовичу демонстрировались в Москве на ВДНХ.
За достигнутые успехи в юннатской работе были удостоены путевками в общеизвестные пионерлагеря «Артек» и «Орленок» - Николай Цехов, Иван Вирский, Юсуп Абдуллаев, Ярыкова Татьяна, Мантикова Роза. На сегодняшний день пришкольный участок Нововладимировской средней школы является одним из крупных по площади и разновидным по содержанию. Особое место в с/х работах на пришкольном участке отводится учебно-опытным участкам, эти делянки распределены классам.
Классные руководители во время весенне-летних практик, на отведенных им делянках, высаживают овощи и корнеплоды.
В течение всего учебного года учителями нашей школы систематически проводится экскурсионная работа на пришкольный участок . Начиная с сентября , дети на участке ведут осенние наблюдения за птицей , увядающей природой .
Как не любоваться на зимний пейзаж нашего участка, когда деревья и кустарники стоят в белом снегу , как заколдованные .Зимой в водоем прилетают и водоплавающие птицы -дикие утки.
Пришкольный участок - уникальный, Кроме всех перечисленных возможностей, на территории участка есть места с удивительными полезными и лекарственными растениями. Растут здесь – подорожник, одуванчик, щавель - конский, ромашка полевая, тысячелистник и др. Учителями начальных классов, а такие биологом школы вместе с детьми заготавливаются гербарии местных сорных, лекарственных и редких растений нашего района.
ШКОЛА СТАЛА ИХ СУДЬБОЙ
Он в класс идет к мечте своей
Сквозь детский шум и смех
Чтоб добрых вырастить людей
Из каждого, из всех
В Ново-Владимировской школе директорами работали в разные годы :
Бубнов Иван Митрофанович учитель математики
Петров Петр Иванович – учитель русского языка
Бедолан Таисия Ивановна – учитель химии и биологии.
Шипилова Лидия Тимофеевна – учитель математики и физики.
Цехова Лидия Николаевна – учитель географии
Магарамов Шахабудин Низамович – учитель иностранного языка
Махтаев Иса Шапиевич – учитель химии и биологии.
Сейдибаталова Загидат Магомедовна учитель математики
С 2007года директором в Нововладимировской школе является Мантиков Иманали Борисович. Каждый из них внес свой вклад в развитие материально-технической базы школы, в повышение эффективности и качество учебно-воспитательного процесса.
С 2000 года школа получила статус средней общеобразовательной. Начался качественно новый этап в ее жизни. Продолжая лучшие традиции коллег старших поколений, педколлектив школы под руководством Мантикова Иман-Али Борисовича приумножил успехи в образовании, воспитании учащихся, в укреплении материально-технической базы учреждения. Над интеллектуальным развитием детей работает слаженный коллектив из 17 учителей. Школа имеет положительную динамику успеваемости, успешно работает над проблемой индивидуального подхода к образованию и воспитанию детей.
Слава школы- учителя, удостоенные высоких правительственных наград и званий: Мантиков Иман-Али Борисович – «Отличник образования РД», Звание «Почетный работник общего образования РФ».
Аджибаева Оразбике Юлаевна – всероссийский конкурс «Лучшие учителя России» (Грант), «Почетный работник общего образования РФ».
Акмурзаева Конакыз Айтугановна – «Заслуженный учитель РД», «Почетный работник общего образования РФ».
Шакбураева Марипат Таишевна – победитель конкурса «Лучший учитель Кизлярского района 2008 г. , победитель конкурса «Лучшие учителя России», Звание «Почетный работник общего образования РФ».
Янгишиева Савсарат Адисовна - «Отличник образования РД».
«В маленьком и тихом селе,
В живописном уголке, на краю реки,
Есть такая школа! Лучше не найти!» –
Говорят её ученики.
Сотни глаз пытливых каждый день встречаем
И на все вопросы знать должны ответ.
Когда рядом дети, мы не замечаем
Тяжести, забот прошедших лет.
Пусть проходят годы, но родную школу
Не забудут наши дети никогда,
Вспомнят своё детство, и уйдут невзгоды:
Нет счастливей лет, чем школьные года!
В праздники и в будни вместе с нами школа,
Живёт она вечно в памяти людской.
Школа – храм науки, смена поколений,
Ты навек останешься родной!
ВОСПОМИНАНИЯ ПЕДАГОГОВ О ШКОЛЕ
Сейдибаталова Загидат Магомедовна , директор школы с 1987-2007 годы
«Я работала в течение многих лет в творческом коллективе, где царила деловая, дружественная атмосфера. Многие учителя имели высокую квалификацию, это были профессионалы своего дела, их уроки отличались разнообразными и эффективными формами и приёмами обучения и воспитания учащихся. Все внеклассные мероприятия проводились интересно, охватывая широкий круг детей, организовывались туристические походы в защиту природы, налажено велась тимуровская работа; учащиеся увлечённо вели наблюдения, трудились на пришкольном участке, который признан был лучшим в районе.
Завуч школы Шакбураева Марипат Таишевна строго следила за выполнением программ лабораторных работ, кропотливо помогала начинающим учителям, делилась с ними своим педагогическим мастерством. Она обладала большим опытом административной работы и педагогической деятельности, стремилась постоянно быть в курсе всех современных требований, творчески возглавляла методическую работу в школе, активно участвовала в создании учебных кабинетов. Её уроки отличались разнообразием методов и приёмов, она прекрасно понимала детскую психологию.
Учителя относились к детям с большой любовью, следуя заповедям В.А.Сухомлинского, который писал, что «в человеке основное человечность, без нравственной чистоты теряет смысл всё: образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство».
Со своими коллегами мне работалось легко…»
Акмурзаева Конакыз Айтугановна учитель географии, завуч по ВР :
«Я работаю в данной школе уже 42-й год. Нисколько не жалею, что все свои лучшие годы отдала детям, что мне посчастливилось работать с такими коллегами. В содружестве работала с Янгишиевой Савсарат Адисовной – учителем начальных классов, радовалась, когда мне попадался её класс: хорошая организация самоподготовки, дети всегда с выученными уроками, любящие чтение, умеющие читать с удовольствием. И всё это благодаря Савсарат Адисовне.
Иса Шапиевич – самый уважаемый человек в коллективе, добрый, трудяга, мастер на все руки, хороший семьянин. Приятно мне было работать под его руководством.. Всегда приветлив, мастер своего дела. На его уроках царила атмосфера доброжелательности, искренней заинтересованности в успехе каждого ученика.
Навсегда останутся в моей памяти эти плодотворные годы работы в родной школе
Салыбаева Хадижат Костарековна, учитель начальных классов:
« Долгие годы работы в этой школе позволяют мне рассказать о целой плеяде замечательных учителей, с которыми мне плечом к плечу пришлось пройти по тернистым, трудным, но интересным школьным будням- дорогам.
Это–, Майсарат Уразаевна преподаватель начальных классов, прекрасный учитель, замечательный человек, активная в общественной жизни школы, она никогда не была ни к чему равнодушна.
Всегда подтянутый, умелый, знающий, обязательный человек Алоярова Разият Курпаевна. Её уроки интересны, научны, хорошо организованы.
Учитель начальных классов, учитель-наставник Шарипат Кошмамбетовна. Именно на её уроках можно было увидеть много нового, интересного, «чудесные изюминки», которые помогали учить каждого ребёнка. Главной примечательностью её уроков было стремление разбудить мысли своих учеников. Её «почему? почему? почему?» не оставляли равнодушным ни одного ребёнка.
Уроки английского языка Аджибаевой Оразбике Юлаевны- это сказка. Надо было видеть, с каким удовольствием, радостью занимались ученики с этим учителем. Поистине это учитель с большой буквы.
Гапоненко Валентина Ахмедовна– завуч, учитель русского языка и литературы. Её «золотые минутки» старались беречь все дети.
Акмурзаева Конакыз Айтугановна– учитель географии, которую так любили и уважали ученики, что долгие годы после окончания школы пишут ей, звонят, заезжают в гости, обращаются за помощью, зная что она никогда и никому не откажется помочь, чужую боль принимая как свою.
Нельзя не упомянуть Турсуна Даудовича, Мадину Явгайтаровну, Оразбике Эрежеповну, Галину Владиславовну, Уркият Толегеновну, Битула Баетовича, Амирхана Яхьяевича и многих других.
Обо всём невозможно рассказать в небольшой заметке. Немало интересных, ярких учителей работало в нашей школе.
В настоящее время школа живёт уже без нас, в ней работают молодые инициативные педагоги. Это Худайбердиева Анжела Абдулаевна, Ягьяева Айшат Юсуповна, Курмамбаева Асылгуль Асадулаевна, Уразалиева Татьяна Имангазыевна, Аджибатырова Саида Ахатовна, Мусаева Салимат Шабановна, Мантикова Динара Рахметовна и многие другие.
Желаю нашей школе процветания».
ВОСПОМИНАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ
Абильжалиев Асадула Зармамбетович выпускник 1963года.
« Вот совсем недавно 2 февраля, состоялась встреча с выпускниками в стенах нашей школы. Как я был рад, и тронут получив пригласительное на это мероприятие. На вечере нас чествовали как самых старших юбиляров. Ведь в этом году было 50 лет, как мы вышли из стен нашей школы. Я на время словно окунулся в далекое детство. Как это здорово, что спустя полвека нас до сих помнят и ждут в нашей родной школе.
Учился я здесь с 1 класса, директором была Цехова Лидия Николаевна. Всегда требовательная, строгая, любящая детей – таким она осталась в моей памяти.
Только с самыми добрыми чувствами я вспоминаю своих учителей , которые вложили в нас свою душу. Только благодаря их слаженной работе, теплу, заботе, вниманию, которым они нас окружали, мы стали хорошими людьми, многие получили высшее, средне специальное образование.
Наш класс был очень дружным, всегда к товарищам по классу относились с пониманием, поддержкой.
Кроме учёбы мы все трудились, так как в школе надо было топить печки, дрова мы заготавливали сами, мыли полы, любили поддерживать чистоту. Особенно мы любили трудиться на пришкольном участке. За нашим классом были закреплены кролики, за которыми мы ухаживали круглый год.
Для всех нас наша школа стала тем очагом тепла, которое мы пронесли через всю свою жизнь. Мы будем помнить эти счастливые годы, проведённые в стенах родной школы, своих учителей, друзей-одноклассников, с которыми до сих поддерживаем связи».
Гаджибайрамова Муминат Абакаровна. Выпускница 1968 года.
Учитель! Сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали! Чтобы верили!
Чтобы помнили люди тебя!
В нашем языке есть особые, святые слова: Родина, Мама, Жизнь, Мир, Солнце, Хлеб.
Среди этих главных, нетленных слов есть и слово Учитель. Для каждого из нас оно не потускнеет, сколько бы нам не было: 17 или 60.
Я думаю, что в жизни каждого из нас был хороший, добрый, настоящий учитель, такой как Цехов Федор Максимович- учитель биологии, человек который искренне любил свою профессию, отдал всю свою жизнь школе.
С возрастом понимаешь как, порой, правы учителя, что не могут мириться с нашей ленью, нежеланием читать, учиться. Они желают нам добра, борются с нами же за наше будущее, за то, чтобы мы выросли людьми, полезными обществу, получили знания.
Будем же благодарны учителям, что они живут нашей жизнью, разделяют наши заботы. Настоящий учитель - друг своих учеников. Он волнуется за наши судьбы, за наше будущее.
И хочется повторить вместе с поэтом Н.А.Некрасовым его знаменитые строки:
Учитель, перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени…
Эльмурзаева Кумсият, выпускница 1998 года
Учитель! Перед именем твоим многие готовы стать на колени. Это ты открываешь ученикам дорогу в мир знаний, чудес, добра. Это просто здорово, если на твоем пути встретится такой учитель.
Я одна из таких учеников, мне повезло. На моей школьной дороге встретила учительницу, которая стала самой любимой. Вот о ней я и расскажу .
В пятом классе нас стала учить Мантикова Тамбике Кулиевна . Маленькая, худенькая, с приятной улыбкой, глаза с искринкою, аккуратная, готовая нас выслушать, понять.
Она научила размышлять, спорить, высказывать свои мысли, открывать что-то неизведанное. И вот перед нами столько интересного на уроках литературы. Мир Пушкина, Тургенева, Некрасова... Это гении русской литературы, поэтому читать их произведения мы учимся вдумчиво, вглядываясь в каждое слово, всматриваясь в образы героев. Благодаря ей, мы и полюбили уроки литературы. Я думаю, что они стали для нас уроками жизни.
Тамбике Кулиевна добрая, справедливая, внимательная, отзывчивая, умеющая к каждому из нас подобрать свой «ключик».
Хотелось бы, чтобы таких учителей было бы больше в нашей школе.
Кусепова Кистаман, выпускница 1975 года
Школьные годы - самые беззаботные и самые счастливые годы. Хотя некоторые так не считают и хотят быстрее покинуть школу, хотят быть самостоятельными, взрослыми, порой забывают о том, что взрослый мир - очень непростой мир.
У каждого из нас есть свои проблемы, которые нам кажутся очень важными. Мы считаем, что нас нагружают, не понимают, заставляют учиться, не разрешают долго гулять, поэтому и мечтаем быстрее стать самостоятельными. Но не задумываемся о том, что во взрослой жизни всё намного сложнее. Поэт М. Матусовский подметил, что вместе с окончанием школы заканчивается наше детство:
Как елочный праздник, кончаются сказки,
Как лента в кино, обрываются сны.
Уже не надеясь на чьи-то подсказки,
Мы сами решать все задачи должны.
Некоторые считают, что все школы одинаковы. Но это не так. Школ много, но каждая, как и человек, имеет свое лицо, душу, сердце. А душа школы зависит от главных действующих лиц: учеников и учителей. «Моя школа – Нововладимировская » - с гордостью могу крикнуть я! Многие из нас запоминают что-то свое о родной школе. Для одних - это дискотеки и школьные вечера, для других - олимпиады, конкурсы, любимые уроки. Для меня это люди, которые меня окружали. Вместо мамы и папы - учителя, одноклассники - как братья и сестры.
Говорят, что школьная дружба самая крепкая. Может быть, потому, что мы много времени проводим вместе, хорошо знаем друг друга. И, конечно же, на вечерах школьных друзей нам всегда будет, что вспомнить о нашей школьной «прикольной» жизни. Школьные годы пролетают очень быстро. Нам некогда подумать о прожитых годах. Наверное, у каждого из нас есть любимый учитель. У меня это, Власова Любовь Константиновна - филолог, Тамара Семеновна Абукаева – историк, Цехов Федор Максимович – биолог, Ольга Петровна – математик. Это они, сделали все, чтобы наши школьные годы действительно были чудесными.
Сегодняшние ученики о школе
Гаджиадаева Насибат 9 класс
В этой школе я учусь уже второй год, до этого училась в г. Махачкале. Мне очень нравится учиться здесь, потому что у меня много друзей, любимые учителя. Мне нравятся традиции школы. Все праздники, которые проводятся здесь, запоминаются нам надолго.
Я хочу через много лет приехать в свою родную школу и увидеть её многоэтажной процветающей и такой же любимой всеми.
Мантикова Савсарат 6 класс
Закончили эту школу мой старший брат Аскер и сестра Урузат, которые всегда вспоминали и рассказывали о ней с любовью и добром, а я учусь здесь уже шестой год, и я понимаю, почему они ее так любили.
Мне нравится то, что дети здесь живут одной дружной семьёй.
Меджидов Исламали 8 класс
В этой прекрасной школе учился мой брат и родители , а теперь и я. Мне очень нравится учиться здесь.
Я бы хотел, чтобы нам построили новую школу с большим спортивным залом.
Мельгазиев Имбетали 9 класс
В нашей школе есть большой участок, на котором мы выращиваем овощи. Наша школа хорошо оснащена всем необходимым для учёбы и в этом не уступает другим школам района.
Рамазанова Азиза 7 класс
Мне эта школа дорога, потому что её закончила мои сестра и родители , здесь прекрасные учителя .
Я хочу, чтобы школа оставалась лучшей. Большое спасибо учителям, всем работникам школы за ваш нелёгкий труд.
Мусаева Милана , 8 класс
Школа это святое. Мне нравится учиться в этой школе. Она даёт нам знания, которые нам пригодятся в нашей будущей жизни.
Мне бы хотелось, чтобы нам все - таки построили новую школу, или хотя бы спортзал.
Нурмамгомедова Хамисат 11 класс
Мне в моей школе нравится практически всё, но особенно различные мероприятия, конкурсы, смотры.
Здесь с теплотой относятся к каждому ребёнку. Учителя проводят индивидуальную работу с учениками, каждому помогут, если есть проблемы в учёбе.
Чем хороши сельские школы ? А тем что, каждый как на ладони. Нет безразличия, фальши. Если дается, то от всего сердца, если уважают, то всей душой
Множество людей отдали школе свои силы и сердца. Огонёк их сердец продолжает гореть в наших односельчанах. Сегодня невозможно себе представить наше село без школы. Школа – это необходимый связующий элемент всей общественной жизни села. Она сохраняет систему общения людей различных поколений. Именно здесь дети учатся любить свою малую родину, уважать старших, бережно относится к историческому наследию. Поэтому так важно начинать воспитание юного гражданина с традиций дома, семьи, родной школы, села.
Сегодня наша маленькая школа остаётся родным домом для 120 учащихся. Большую часть дня они проводят здесь. Ни одни ребёнок не остаётся вне поля зрения и заботы школьных учителей. Дружной семьёй мы отмечаем все праздники и радостные события, вместе переживаем неурядицы и беды. Школа – это наш второй дом.