ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уровень образования
- Начальное общее образование
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Аккредитация
- Государственная № 7052 (07.08.2020 - 30.12.2026)
Язык(–и) на которых осуществляется обучение
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
Русский язык
В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к их грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
· различать звуки и буквы;
· характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
· знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность
- научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно,
- оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учеб
нике материала);- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью
к учителю, родителям и др.Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
· различать изменяемые и неизменяемые слова;
· различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
· находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
-разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом,
- оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
· выявлять слова, значение которых требует уточнения;
· определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
· определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
· определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
· определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
· различать предложение, словосочетание, слово;
· устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
· классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
· определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
· находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
· выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
- выполнять разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения;
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
· применять правила правописания (в объёме содержания курса);
· определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
· безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
· писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
· проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
· оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
· выражать собственное мнение и аргументировать его;
· самостоятельно озаглавливать текст;
· составлять план текста;
· сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
-
Литературное чтение
Литературное чтение
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. У учащихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно- историческим наследием России и общечеловеческими ценностями.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научнопопулярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
· осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение с учётом его цели как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта (приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной информации);
· читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех видов текстов);
· читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки (только для художественных текстов);
· использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое/выборочное — в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
· ориентироваться в содержании художественного и научнопопулярного текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
· — для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
· — для научно- популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей
и другой справочной литературы;· использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов:
· — для художественных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
· — для научно- популярных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
· использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
· — для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
· — для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
· ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
· передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
· участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
- удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения;
-осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
· осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной
тематике или по собственному желанию;· вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
· составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой;
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
· распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
· отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;· различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
- находить средства художественной выразительности (метафора, эпитет);
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
· создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
· восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
· составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
· составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевлённого предмета;
- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение.
-
Родной язык
Родной язык ( ногайский язык)
В результате изучения родного языка на ступени начального общего образования в школах со смешанным многонациональным составом учащихся у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости родного языка в жизни современного человека в условиях поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования родного языка как средства общения, как нового инструмента познания мира и культуры дагестанских и русского народов.
Обучение общению на родном языке способствует:
- формированию активной жизненной позиции учащихся. На уроках родного языка они получают возможность обсуждать актуальные проблемы
и события, свои собственные поступки и поступки своих сверстников, учиться выражать своё отношение к происходящему, обосновывать собственное мнение;
- развитию коммуникативной культуры. Школьники учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся быть вежливыми, доброжелательными речевыми партнёрами;
- общему речевому развитию учащихся. Они учатся более осознанно и внимательно относиться к выбору способов и средств выражения своих мыслей, совершенствуют умение планировать своё речевое поведение, ставить и решать коммуникативные задачи, развивать способность адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения;
- воспитанию внимательного отношения к тексту, формированию вдумчивого чтеца – качества, присущего каждому культурному человеку;
- расширению филологического кругозора через осознание особенностей своего мышления. На основе сопоставления родного и русского языков происходит уяснение того, что существуют разные способы выражения и оформления мыслей.
Содержание обучения родному языку в условиях городских школ позволит сформировать у обучающихся способность в элементарной форме представлять на родном языке родную культуру в письменной и устной формах общения со сверстниками разных национальностей Республики Дагестан.
Изучение родного языка заложит основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность.
Процесс овладения родным языком на ступени начального общего образования в школах со смешанным многонациональным составом учащихся внесёт свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Обсуждение на уроках родного языка актуальных событий, собственных поступков и поступков своих сверстников, выражение своего отношения к литературным героям, обоснование собственного мнения будут способствовать становлению обучающихся как членов гражданского общества.
В результате изучения родного языка у обучающихся:
- сформируется элементарная коммуникативная компетенция, т. е. способность и готовность общаться с носителями языка с учётом ограниченных речевых возможностей и потребностей в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения;
- расширится лингвистический кругозор;
- будет получено общее представление о строе изучаемого языка и его основных отличиях от русского языка;
- будут заложены основы коммуникативной культуры, т. е. способность ставить и решать коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнёрами;
- сформируются необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению родным языком на следующей ступени образования.
Коммуникативные умения
Говорение
Выпускник научится:
- участвовать в элементарных диалогах (этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении), соблюдая нормы речевого этикета;
- составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
- рассказывать о себе, своей семье, друге.
Выпускник получит возможность научиться:
- участвовать в элементарном диалоге, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы;
- воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора;
- составлять краткую характеристику персонажа;
- кратко излагать содержание прочитанного текста.
Аудирование
Выпускник научится:
-понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/ невербально реагировать на услышанное;
- понимать основную информацию услышанного (небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале, как при непосредственном общении, так и при восприятии аудиозаписи);
- извлекать конкретную информацию из услышанного;
- понимать на слух разные типы текста, соответствующие возрасту и интересам учащихся (краткие диалоги, описания, детские стихотворения и рифмовки, песни, загадки);
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию;
- использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
- читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
- читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного на изученном языковом материале;
- читать про себя и находить необходимую информацию;
- читать и понимать содержание текста на уровне смысла и соотносить события в тексте с личным опытом.
Выпускник получит возможность научиться:
- догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
- не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.
Письмо
Выпускник научится:
- выписывать из текста слова, словосочетания, простые предложения;
- отвечать письменно на вопросы;
- писать поздравительную открытку с Новым годом, днём рождения (с опорой на образец);
-писать краткое письмо своему другу (с опорой на образец).
Выпускник получит возможность научиться:
- в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
- составлять рассказ в письменной форме по плану или ключевым словам.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Графика, каллиграфия, орфография
Выпускник научится:
- воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы родного алфавита;
- пользоваться родным алфавитом, знать последовательность букв в нём;
- списывать текст;
- восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей;
- применять основные правила чтения и орфографии, читать и писать изученные слова родного языка.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать орфографический словарь для уточнения написания слова.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
- различать на слух и правильно произносить все звуки родного языка, соблюдая нормы произношения звуков;
- соблюдать нормы произношения звуков родного языка в чтении;
- соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;
- различать коммуникативные типы предложений по интонации;
- корректно произносить предложения с точки зрения их интонационных особенностей.
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать интонацию перечисления.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
- узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на ступени начального общего образования;
- восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей;
- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
- узнавать простые словообразовательные элементы;
- понимать значение незнакомых слов, используя различные виды догадки (по аналогии с русским языком, по словообразовательным элементам и т. д.).
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
- распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений;
- понимать и употреблять в речи изученные существительные (в единственном и во множественном числе, в форме основных и местных падежей); существительные, называющие разумные и неразумные существа и предметы, прилагательные с показателями грамматических классов, количественные и порядковые числительные, личные, притяжательные и вопросительные местоимения, глаголы с классными показателями для согласования с другими частями речи, временные формы простых и составных глаголов для выражения различных действий, наречия времени, места и образа действия, наиболее употребительные послелоги для выражения временных и пространственных отношений.
Выпускник получит возможность научиться:
- узнавать сложносочинённые предложения с союзами;
- узнавать сложноподчинённые предложения с разными придаточными.
- использовать в речи безличные предложения , побудительные предложения в утвердительной и отрицательной форме;
- распознавать в тексте и дифференцировать слова по определённым признакам (существительные, прилагательные, глаголы).
-
Иностранный язык
Иностранный язык (английский)
В результате изучения иностранного языка на ступени
начального общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.Коммуникативные умения
Говорение
Выпускник научится:
· участвовать в элементарных диалогах, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в англоязычных странах;
· составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
· рассказывать о себе, своей семье, друге.
Выпускник получит возможность научиться:
воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора;
составлять краткую характеристику персонажа;
кратко излагать содержание прочитанного текста.
Аудирование
Выпускник научится:
· понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
· воспринимать на слух в аудиозаписи и понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
· соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом;
· читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
· читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале;
· читать про себя и находить в тексте необходимую информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.
Письмо
Выпускник научится:
· выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
· писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днём рождения (с опорой на образец);
· писать по образцу краткое письмо зарубежному другу.
Выпускник получит возможность научиться:
в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;
заполнять простую анкету;
правильно оформлять конверт, сервисные поля в системе электронной почты (адрес, тема сообщения).
Языковые средства и навыки оперирования ими
Графика, каллиграфия, орфография
Выпускник научится:
· воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы английского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);
· пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нём;
· списывать текст;
· восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей;
· отличать буквы от знаков транскрипции.
Выпускник получит возможность научиться:
сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию;
группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
уточнять написание слова по словарю;
использовать экранный перевод отдельных слов (с русского языка на иностранный и обратно).
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
· различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая нормы произношения звуков;
· соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;
· различать коммуникативные типы предложений по интонации;
· корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико‑интонационных особенностей.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать связующее r в речи и уметь его использовать;
соблюдать интонацию перечисления;
соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах);
читать изучаемые слова по транскрипции.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
· узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на ступени начальной школы;
· оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;
· восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
узнавать простые словообразовательные элементы;
опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова).
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
· распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений;
· распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные с определённым/неопределённым/нулевым артиклем; существительные в единственном и множественном числе; глаголсвязку to be; глаголы в Present, Past, Future Simple; модальные глаголы can, may, must; личные, притяжательные и указательные местоимения; прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени; количественные (до 100) и порядковые (до 30) числительные; наиболее употребительные предлоги для выражения временны´х и пространственных отношений.
Выпускник получит возможность научиться:
узнавать сложносочинённые предложения с союзами and и but;
использовать в речи безличные предложения (It’s cold. It’s 5 o’clock. It’s interesting), предложениясконструкцией there is/there are;
оперировать в речи неопределёнными местоимениями some, any (некоторые случаи употребления: Can I have some tea? Is there any milk in the fridge? — No, there isn’t any);
оперироватьвречинаречиямивремени (yesterday, to
morrow, never, usually, often, sometimes); наречиямистепени (much, little, very);распознавать в тексте и дифференцировать слова по определённым признакам (существительные, прилагательные, модальные/смысловые глаголы).
1.2.5. Математика и информатика
В результате изучения курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки.
Числа и величины
Выпускник научится:
· читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
· устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
· группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
· читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
· выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
· выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
· выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
· вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
· устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
· решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
· оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
- решать задачи в 3—4 действия;
- находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Выпускник научится:
· описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
· распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
· выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
· использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
· распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
· соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться
распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
· измерять длину отрезка;
· вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
· оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность
научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
· читать несложные готовые таблицы;
· заполнять несложные готовые таблицы;
· читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
- читать несложные готовые круговые диаграммы;
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
- составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
-
Окружающий мир
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира. Овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуро-сообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
· узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
· описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
· сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
· проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
· использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
· использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
· использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
· обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
· определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
· понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
· узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
· различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
· используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
· оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-
Изобразительное искусство
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы художественной культуры. Представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
· различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
· различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
· эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
· узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
· приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
· создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
· использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
· различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
· создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
· наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
· использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно- творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
· осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно- творческой деятельности;
· выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним. Решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
-
Музыка
Музыка
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоционально активное восприятие. Развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов. Начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно- творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
· воспринимать музыку различных жанров; размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
· ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края; сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; ценить отечественные народные музыкальные традиции;
· воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкальноисполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
· соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
· наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
· общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
· исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
· определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
· оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);
-собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
-
Технология
В результате изучения курса «Технология» обучающиеся на ступени начального общего образования получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека.
В ходе преобразовательной творческой деятельности у обучающихся будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
· иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях и описывать их особенности;
· понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
· планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
· выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
· на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
· отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
· применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
· выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
· анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
· решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
· изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
- соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
· выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
· пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
· пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
Выпускник получит возможность научиться пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
-
Физическая культура
Физическая культура
(для обучающихся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой или существенных ограничений по нагрузке)
В результате обучения обучающиеся на ступени начального общего образования начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и трудовой деятельности.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
· ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
· раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;
· ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие;
· характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры и организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе).
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
· отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами;
· организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
· измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, равновесие, гибкость) с помощью тестовых упражнений; вести систематические наблюдения за динамикой показателей.
Выпускник получит возможность научиться:
- целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
- выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
· выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия); оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
· выполнять организующие строевые команды и приёмы;
· выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
· выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно);
· выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса и объёма);
· выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
- сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
- выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
- играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
-
Математика
Математика
В результате изучения курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки.
Числа и величины
Выпускник научится:
· читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
· устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
· группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
· читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
· выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
· выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
· выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
· вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
· устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
· решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
· оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
- решать задачи в 3—4 действия;
- находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Выпускник научится:
· описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
· распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
· выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
· использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
· распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
· соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться
распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
· измерять длину отрезка;
· вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
· оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность
научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
· читать несложные готовые таблицы;
· заполнять несложные готовые таблицы;
· читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
- читать несложные готовые круговые диаграммы;
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
- составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Практики
-
нет
Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В соответствии со ст.16 Федерального закона «Об образовании в РФ» в МКОУ "Нововладимировская СОШ" осуществляется реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
При реализации образовательных программ начального общего образования иосновного общего образования в соответствии с рабочими программами в нашей школе используются элементы электронного обучения.
Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий обеспечивается защита сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Формы учебной деятельности с применением ДОТ, используемые в образовательном процессе, отражаются педагогами в рабочих программах:
- лекция,
- консультация,
- семинар,
- практическое занятие,
- лабораторная работа.
Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы (элементы) электронного и дистанционного обучения:
- работа с электронным учебником;
- просмотр видеолекций;
- прослушивание аудиокурсов;
- компьютерное тестирование;
- изучение учебных и методических материалов.
В период длительного отсутствия обучающегося в школе по уважительной причине имеется возможность консультирования через электронный дневник, электронную почту, посредством Skype.