Аналитическая справка

01.04.2022

 

 «Нация, которая научит детей рисовать в той же мере, как читать и писать, превзойдет все другие народы в области науки и искусства»

Дидро.

1Аналитическая справка    учителя

Ф.И.О. – Сангишиева Майсарат Курбанажиевна

Год рождения – 1984 .

Образование – высшее, окончила в 2009 году Современную Гуманитарную Академию г.Кизляр по специальности «Психолог»;

-среднее специальное , окончила в 2004 году Терекли-Мектебский филиал Хасавюртовского педагогического колледжа по специальности учитель начальных классов.

- курс профессиональной переподготовки: Учитель, преподаватель изобразительного искусства: Преподавание изобразительного искусства в образовательной организации, 2019 г.

Общий стаж работы – 17 лет

Категория – первая.

 

   Я,  Сангишиева Майсарат Курбанажиевна, 1984 года. Учитель  изобразительного искусства. Стаж работы 17 лет.

В условиях модернизации системы образования, в условиях демократизации и гуманизации образовательного  процесса на современном этапе на первый план выходят задачи формирования творческой личности и задачи самореализации личности, создание условий для реализации возможностей ребёнка в окружающем мире.

Мое педагогическое кредо во многом созвучно со словами Шалвы Александровича Амонашвили «Впечатление – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка. Надо, чтобы оно было добрым и возвышающим. Насильно обогащать духовный мир ребенка – то же, что сажать яблоки в отравленную почву». Я приветствую отсутствие жестких рамок, признанных образцов и эталонов, приветствую свободу и радость детского творчества. Убеждена в том, что нет детей, неспособных к творчеству, просто у всех разный арсенал средств для выражения собственных мыслей и чувств. Расширение этого арсенала – и есть наша основная задача, но это не значит, что все дети должны быть вооружены одинаковыми приемами для творчества (в противном случае, я думаю, что мы не имели бы столь обширного многообразия жанров, как экспрессионизм, импрессионизм, примитивизм …). Очень важно – создать условия для самореализации ребенка посредством своего предмета, а не раз и навсегда отбить у него желание к творчеству резким безапелляционным советом, правкой.

 

Для своей работы я выбрала такие воспитательные установки:

  1. Все дети талантливы. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом. Эта установка для меня основополагающая.
  2. Свою работу я строю так, чтобы у ребенка возникала потребность в творчестве, желание преобразовать окружающее (через такие приемы, как удивление, озарение, противоречие, догадка, отсутствие критиканства и разбора неудачных с точки зрения общепринятых канонов детских рисунков). Дети должны удивляться и восхищаться. Так как эти способности человека содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.
  3. Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка - это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.
  4. Соблюдение границ личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.
  5. Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные и полезные.
  6. Научить ребёнка - смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.
 

Основные педагогические задачи:

1.      развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона воображения, фантазии, восприятия, пространственного мышления, формирование навыков практического решения творческих задач;

2.      обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

3.      развитие коммуникативной компетентности младших школьников через использование коллективных средств обучения и обучения в сотрудничестве;

4.      создание условий для творческой самореализации высокомотивированных учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности и индивидуальной работы по подготовке к конкурсам и выставкам. 

5.      развитие общекультурной компетентности младших школьников через приобщение к наследию отечественного и мирового искусства; воспитание эмоциональной отзывчивости, активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям.

 

 

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.

Э. Фромм

Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно-значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. Каждый ребенок имеет право на помощь и адекватное развивающее воздействие извне, ведь общепризнано, что творчеству обучить нельзя. Можно и необходимо создавать на уроках такие условия, благодаря которым, оно проявится у детей, и их творческие способности получат развитие. Учить необходимо не только приемам и операциям, но и способам действия, опробовав которые ребенок подготавливает себя к творчеству в самых разных видах деятельности.

   Одна из главных целевых установок специальной школы – создание условий для самореализации выпускников в социуме, речь идет не только об их интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья должны стать равноправными членами нашего общества, достойными не жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.

 Лучше учить, лучше воспитывать – настоятельное требование времени. Эффективность педагогического труда во многом зависит от того, насколько каждый учитель осознает свои возможности в совершенствовании учебного процесса, найдет пути и средства повышения качества обучения.

   В процессе  уроков ИЗО у школьников вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу и определять, как лучше ее выполнить, способность доводить дело до конца, т.е. качества, без которых невозможно и творчество.

Технология опыта.

Цель: Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

Задачи, способствующие достижению цели:

1.      развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;

2.      формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;

3.      стимулирование интереса к изобразительной деятельности;

4.      воспитание нравственных качеств личности учащихся.

Для решения поставленных задач мной применялись методы художественно - эстетического воспитания:

·         метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);

·         метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

·         метод сравнений (для активизации мышления);

·         метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);

·         метод привлечения жизненного опыта детей;Хочу такой сайт

·         визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

·         словесный метод;

·         наглядный метод.

Формы работы:

·         коллективно - творческая деятельность;

·         индивидуально практическая деятельность;

·         игровые формы работы.

 

Организация учебно-воспитательного процесса.

Для успешного решения задач в развитии познавательного интереса и творческих способностей я придерживаюсь стратегии развития творчества:

·         Максимально использовать заинтересованность детей в творчестве.

·         Предоставлять право выбора. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство)

·         Для достижения успеха важна мотивация

·         Стараться творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

·         изображение на плоскости (с натуры, по памяти, по представлению);

·         декоративная и конструктивная работа;

·         обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

·         изучение художественного наследия;

·         подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

·         прослеживаются связи с литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, выполнение иллюстраций), историей (изучение эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (роспись посуды) и др.

На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.

Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

На уроках я использую следующие художественные техники:

1.      рисование акварелью (в различных видах и жанрах)

2.      рисование гуашью

3.      рисование пятном

4.      рисование пальчиками и ладошкой, пальцеграфия

5.      рисование природным материалом

6.      аппликация, мозаика

7.      коллаж

8.      граттаж

     10 . графика

 

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, стимулирует их познавательный интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Кроме индивидуальной работы в своей работе использую метод коллективной и групповой работы, метод проектов. В 5 классе были созданы коллективные и групповые работы «Городок», «Чудо-дерево», «Солнечный денёк», «Осенний букет».

Планирую использовать компьютер на уроке ИЗО и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор «Paint»

На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую необходимо создавать на уроках.

Каждый ребёнок интересен на уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость.

      Я считаю очень важным на своих уроках создать условия, которые бы способствовали развитию культуры общения, навыков продуктивного сотрудничества. Только общаясь в коллективе, овладевая способами разносторонней деятельности, ребёнок познаёт предметы и явления, усваивает нормы общения и поведения.

И главное, чтобы активизировать деятельность учащихся, учитель сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело и жить интересами детей. Свеча, которая не горит, не может зажечь другую свечу. Также и здесь, пассивный учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Настроение учителя всегда передается детям.

Свою активную педагогическую позицию я стараюсь проявлять через участие  в методической жизни школы, района, области. 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».