01.04.2022
«Нация, которая научит детей рисовать в той же
мере, как читать и писать, превзойдет все другие народы в области науки и
искусства»
Дидро.
1Аналитическая
справка учителя
Ф.И.О. – Сангишиева
Майсарат Курбанажиевна
Год рождения –
1984 .
Образование – высшее,
окончила в 2009 году Современную Гуманитарную Академию г.Кизляр по
специальности «Психолог»;
-среднее
специальное , окончила в 2004 году Терекли-Мектебский филиал Хасавюртовского
педагогического колледжа по специальности учитель начальных классов.
- курс профессиональной
переподготовки: Учитель, преподаватель изобразительного искусства:
Преподавание изобразительного искусства в образовательной организации, 2019
г.
Общий стаж работы
– 17 лет
Категория
– первая.
Я, Сангишиева
Майсарат Курбанажиевна, 1984 года. Учитель
изобразительного искусства. Стаж работы 17 лет.
В
условиях модернизации системы образования, в условиях демократизации и
гуманизации образовательного процесса на
современном этапе на первый план выходят задачи формирования творческой
личности и задачи самореализации личности, создание условий для реализации
возможностей ребёнка в окружающем мире.
Мое педагогическое кредо во многом
созвучно со словами Шалвы Александровича Амонашвили «Впечатление – это сила,
устанавливающая погоду в духовном мире ребенка. Надо, чтобы оно было добрым и
возвышающим. Насильно обогащать духовный мир ребенка – то же, что сажать яблоки
в отравленную почву». Я приветствую отсутствие жестких рамок, признанных
образцов и эталонов, приветствую свободу и радость детского творчества. Убеждена
в том, что нет детей, неспособных к творчеству, просто у всех разный арсенал
средств для выражения собственных мыслей и чувств. Расширение этого арсенала –
и есть наша основная задача, но это не значит, что все дети должны быть
вооружены одинаковыми приемами для творчества (в противном случае, я думаю, что
мы не имели бы столь обширного многообразия жанров, как экспрессионизм,
импрессионизм, примитивизм …). Очень важно – создать условия для самореализации
ребенка посредством своего предмета, а не раз и навсегда отбить у него желание
к творчеству резким безапелляционным советом, правкой.
Для своей работы я выбрала такие
воспитательные установки:
- Все дети талантливы. Доказано,
что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом. Эта установка
для меня основополагающая.
- Свою работу
я строю так, чтобы у ребенка возникала потребность в творчестве, желание
преобразовать окружающее (через такие приемы, как удивление, озарение,
противоречие, догадка, отсутствие критиканства и разбора неудачных с точки
зрения общепринятых канонов детских рисунков). Дети должны удивляться и
восхищаться. Так как эти способности человека содержат активное,
творческое, познавательное отношение к миру.
- Детям нужна благоприятная
психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность,
сочувствие, ненавязчивость, поддержка - это атмосфера, благоприятствующая
проявлению творческих способностей детей.
- Соблюдение границ личности
ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.
- Учить ребёнка думать. Думающий
человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные
и полезные.
- Научить ребёнка - смотреть,
чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других,
говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его
труд.
Основные педагогические задачи:
1. развитие творческих способностей и
навыков, расширение диапазона воображения, фантазии, восприятия,
пространственного мышления, формирование навыков практического решения
творческих задач;
2. обучение основам изобразительной
грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах
художественной деятельности;
3. развитие коммуникативной
компетентности младших школьников через использование коллективных средств
обучения и обучения в сотрудничестве;
4. создание условий для творческой
самореализации высокомотивированных учащихся через организацию
проектно-исследовательской деятельности и индивидуальной работы по подготовке к
конкурсам и выставкам.
5.
развитие
общекультурной компетентности младших школьников через приобщение к наследию
отечественного и мирового искусства; воспитание эмоциональной отзывчивости, активного
эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям
художественной культуры, к народным художественным традициям.
Творчество – это способность
удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях,
нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего
опыта.
Э. Фромм
Своеобразие детского творчества
заключается в том, что в результате его не создается никакого
общественно-значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют
важное значение для личностного развития человека и являются фундаментом
успешной жизнедеятельности в будущем.
Каждый ребенок изначально творец, но
потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима
сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась.
Каждый ребенок имеет право на помощь и адекватное развивающее воздействие
извне, ведь общепризнано, что творчеству обучить нельзя. Можно и необходимо
создавать на уроках такие условия, благодаря которым, оно проявится у детей, и
их творческие способности получат развитие. Учить необходимо не только приемам
и операциям, но и способам действия, опробовав которые ребенок подготавливает
себя к творчеству в самых разных видах деятельности.
Одна из главных целевых установок
специальной школы – создание условий для самореализации выпускников в социуме,
речь идет не только об их интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые
люди с ограниченными возможностями здоровья должны стать равноправными членами
нашего общества, достойными не жалости и сострадания, а равноправного
партнерского отношения.
Лучше учить, лучше воспитывать – настоятельное
требование времени. Эффективность педагогического труда во многом зависит от
того, насколько каждый учитель осознает свои возможности в совершенствовании
учебного процесса, найдет пути и средства повышения качества обучения.
В процессе
уроков ИЗО у школьников вырабатываются такие ценные человеческие
качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремленность,
инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу и определять, как
лучше ее выполнить, способность доводить дело до конца, т.е. качества, без
которых невозможно и творчество.
Технология
опыта.
Цель: Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Задачи,
способствующие достижению цели:
1. развитие художественно-творческих,
индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения,
фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе
изобразительной деятельности;
2. формирование умений и навыков,
необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных
способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
3. стимулирование интереса к
изобразительной деятельности;
4. воспитание нравственных качеств
личности учащихся.
Для решения поставленных задач мной
применялись методы художественно - эстетического воспитания:
·
метод
художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и
позицией автора);
·
метод
единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в
собственной художественно-творческой деятельности);
·
метод
сравнений (для активизации мышления);
·
метод
«открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
·
метод
привлечения жизненного опыта детей;
·
визуально-аналитический
метод (кроме рассматривания включает анализ);
·
словесный
метод;
·
наглядный
метод.
Формы работы:
·
коллективно
- творческая деятельность;
·
индивидуально
практическая деятельность;
·
игровые
формы работы.
Организация
учебно-воспитательного процесса.
Для успешного решения задач в развитии
познавательного интереса и творческих способностей я придерживаюсь стратегии развития творчества:
·
Максимально
использовать заинтересованность детей в творчестве.
·
Предоставлять
право выбора. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей
(живопись, графика, декоративно-прикладное искусство)
·
Для
достижения успеха важна мотивация
·
Стараться
творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать индивидуальные,
групповые, коллективные, игровые формы работы.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные
формы выражения:
·
изображение
на плоскости (с натуры, по памяти, по представлению);
·
декоративная
и конструктивная работа;
·
обсуждение
работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы
на уроках;
·
изучение
художественного наследия;
·
подбор
иллюстративного материала к изучаемым темам;
·
прослеживаются
связи с литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, выполнение
иллюстраций), историей (изучение эпохи, исторических событий, баталий, сражений
при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (роспись посуды)
и др.
На занятиях ИЗО происходит освоение
учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель,
карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,). В наше время появилось очень
много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса:
разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной
структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы
и т.д.
Разнообразие инструментов позволяет
расширить диапазон видов творческих работ.
На уроках я использую следующие художественные техники:
1. рисование акварелью (в различных видах
и жанрах)
2. рисование гуашью
3. рисование пятном
4. рисование пальчиками и ладошкой,
пальцеграфия
5. рисование природным материалом
6. аппликация, мозаика
7. коллаж
8. граттаж
10 . графика
Многообразие видов деятельности и форм
работы с учениками, стимулирует их познавательный интерес к предмету, изучению
искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Развитие творческих способностей не
может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но
всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно
проявить себя и испытать радость творческого труда.
Кроме индивидуальной работы в своей
работе использую метод коллективной и групповой работы, метод проектов. В 5
классе были созданы коллективные и групповые работы «Городок», «Чудо-дерево»,
«Солнечный денёк», «Осенний букет».
Планирую использовать компьютер на
уроке ИЗО и в качестве инструмента художественной деятельности,
используя графический редактор «Paint»
На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя
детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или
"неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить.
Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений
детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха,
которую необходимо создавать на уроках.
Каждый ребёнок интересен на уроке как
личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На уроке дети
могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать,
рассуждать, творить красоту и радость.
Я считаю очень важным на своих уроках
создать условия, которые бы способствовали развитию культуры общения, навыков
продуктивного сотрудничества. Только общаясь в коллективе, овладевая способами
разносторонней деятельности, ребёнок познаёт предметы и явления, усваивает
нормы общения и поведения.
И главное, чтобы
активизировать деятельность учащихся, учитель сам в первую очередь должен быть
творческой личностью, любить свое дело и жить интересами детей. Свеча, которая
не горит, не может зажечь другую свечу. Также и здесь, пассивный учитель, не
способный творчески действовать, не сможет пробудить интерес школьников, зажечь
их фантазию и воображение. Настроение учителя всегда передается детям.
Свою активную педагогическую позицию я
стараюсь проявлять через участие в
методической жизни школы, района, области.