Аналитическая справка

29.03.2022

Аналитический отчёт

о педагогической деятельности

          Я, Аджибатырова Саида Ахматовна , в 2005 году окончила Терекли-Мектебский филиал Хасавюртовского педколледжа  по специальности: «Преподавание в начальных классах в общеобразовательной школе». В этом же году начала свой педагогический стаж. В данной школе работаю с 2011 года. Общий стаж работы в этой школе – 11 лет, по этой специальности – 16 лет.    Повышение своего профессионального уровня осуществляю на курсах  повышения квалификации .Курсы повышения квалификации прошла в ООО «Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний»  в  2021-м году  по теме « Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании в соответствии с ФГОС»  . В  процессе самообразования,  изучая  методическую литературу, опыт работы учителей-новаторов, общаясь с коллегами, посещая уроки коллег, районные методические объединения.

        С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Сейчас нахожусь в поиске новых форм, методов, приёмов обучения и воспитания. Стараюсь использовать нетрадиционные формы, ИКТ. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения. 

Тема моего самообразования «Современные педагогические технологии. Здоровье сберегающие технологии, как средство повышения качества знаний учеников  на уроках, личностно-ориентированный подход с помощью ИКТ».                               

 Актуальность темы:                                                                                                             

Принципиальным отличием школьных стандартов второго поколения является их ориентация на формирование личности учащихся, на овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Личностно-ориентированное образование направлено на  ученика, на развитие его личностных особенностей, и одним из путей его осуществления являются современные педагогические технологии (информационно –коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые.)

На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества, ставит перед каждым учителем новые задачи:

-уметь ее находить, перерабатывать и использовать, научить детей пользоваться информацией,

- овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения,

-ориентироваться в возросшем потоке информации.

Для реализации поставленных задач я стремлюсь овладеть основами необходимых знаний и накопить личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, учусь применять их в учебном процессе.

 К здоровьесберегающим технологиям  относятся личностно-      ориентированные технологии, так как  в центр образовательной системы они ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных,  комфортных условий  развития  и реализации  его природных возможностей. В этом случае ребёнок становится заинтересованным лицом, субъектом образовательного процесса. УМК «Школа России» направлена на данные технологии

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Обязательно провожу общие физминутки, физминутки для глаз.

Использую групповую работу. Учиться вместе детям не только легче, но и эффективнее. Использование  групповой работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, учесть их индивидуальные особенности, воспитать культуру общения. Групповую работу  можно организовывать  на любом этапе урока. На этапе актуализации знаний ученики отвечают на вопросы, на этапе открытия нового знания формируют гипотезу, на этапе самостоятельной работы применяют знания.

Использую на уроке   методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся:  метод свободного выбора , методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

Объём домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностью каждого ученика. Если ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу.

 

Основной задачей учителя начальных классов является создание разносторонней школьной среды, в которой каждый ребёнок имеет возможность проявить себя. Ученик должен выступать как равноправный участник процесса обучения, иметь право на инициативность, самостоятельность, творчество, индивидуальный поиск. Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое

формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу.

Сейчас я работаю по программе «Школа России» ФГОС НОО. Сложность была в том, что мне самой, как учителю необходимо было многое переосмыслить, перестроиться в своей работе, т.к. она отличается от предыдущей программы , по которой я работала.

         С первых дней знакомства с учениками в первом классе, я  поняла, что дети, пришедшие ко мне, имеют разную готовность к школе. Одни уже умеют читать, другие не знают и букв. Поэтому, работу на уроках надо было дифференцировать. А ученики, не справляющиеся с темпом продвижения при изучении программного материала, требовали к себе повышенного внимания и других форм работы.

 Чтобы решить проблему развития речи учащихся на уроках чтения мне  помогает использование групповых форм работы. Например, группам предлагается задание: распределить между собой части рассказа, пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста. При этом я нацеливаю ребят на то, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению частей текста, сильные стали больше внимания уделять слабым, а слабые очень стараются, чтобы не подвести своих товарищей.  Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, я выписываю последних на доске. Затем предлагаю образовать группы и распределить между ее членами роли. И опять дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности.

Учебник математики ориентирован на развитие мышления, творческих способностей учащихся, самостоятельности.  Имею варианты заданий для слабых детей. Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, провожу уроки – практикумы, где использую такой способ коллективной работы учащихся.

Основная задача уроков русского языка – развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Большое внимание уделяю формированию каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков. Огромное внимание уделяю письму под диктовку. Это и слуховые, зрительно-слуховые, графические, свободные диктанты проводим на уроках. На уроках русского языка я обязательно провожу работу над ошибками, так как без нее вообще теряется смысл проверки тетрадей учеников. Для этого мы проводим работу над ошибками. Но и тут важен индивидуальный подход. Дело в том, что сильный ученик может сам найти ошибку, определить, на какое она правило, а слабый ученик теряется. Работа над ошибками проводится следующим образом. Сильный ученик сам должен найти ошибку в слове, узнать, на какое она правило, и сделать самостоятельно работу над ошибками.

  Слабому ученику я,  как обычно, исправляю ошибку. Ребенок должен  выполнять работу над ошибками. Каждую работу над ошибками я проверяю. На каждом уроке обязательно провожу словарную работу в разной форме: словарный диктант, самодиктант, запиши по памяти, найди в словаре, запиши слова на определённую тему, проверь соседа и т.д. Работу строю по всем видам словарей, это учит детей пользоваться при необходимости   словарями, быстро их находить, расширяет словарный запас.

         Учебный курс «Окружающий мир» сложный, но интересный. На мой взгляд, осуществлять дифференцированный подход необходимо на всех этапах урока этого учебного курса.

Домашние задания на уроках этого курса чаще всего дифференцированные. Например: первая группа заданий – традиционные задания, в частности, работа с текстом, иллюстрациями, подготовка пересказа текста, ответы на вопросы после текста.

На своих уроках я использую следующие методы дифференциации, направленные на развитие познавательной активности:

-дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимание, воображения, памяти, логического мышления;

-дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности, продуктивности;

-индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности);

Все уроки строить, используя информационные технологии, невозможно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но есть уроки, где компьютерные технологии необходимы. На сегодняшний день мною разработаны уроки с использованием  презентаций, которые я создаю сама или пользуюсь теми, которые создавали коллеги. Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.

Воспитательную работу на уроке направляю на формирование культуры общения, умение общаться в группе, в коллективе, этических правил и норм, волевых качеств личности.

Положительные результаты внеурочной деятельности обучаемых тоже дают положительную мотивацию в учёбе. Все дети заняты внеурочной деятельностью по пяти направлениям и развиваются по своему желанию. Программа «Школа России» по ФГОС НОО дала возможность развивать УУД у учащихся.Хочу такой сайт

Проблема, над которой я работаю

 

1.     Тема: «Развитие техники чтения у младших  школьников»

2.     Актуальность выбранной темы:

В наш век научно–технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Но не только дети не читают, не читают и взрослые. В 2000 году в городе Москве был проведен первый Всероссийский конгресс в поддержку чтения. На нем было принято обращение к гражданам России: “… необходимо объединение всех сил, чтобы остановить “дебилизацию” детей, ибо давно известно: когда человек перестает читать, он перестает думать”.

Поэтому, понимая значимость обучения чтению, чтобы устранить эти недостатки, стала изучать соответствующую литературу, журнальные статьи, новые технологии обучения.

 

3.     Цели:

·        научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе;

·        вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать;

·        расширять  круг чтения младшего школьника,  его начитанность;

·        воспитывать  средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

·        прививать любовь к книге.

 
4. Проблемы: 

·        потеря детьми интереса к чтению;

·        слабо развиты интеллект, эмоциональная отзывчивость.

·        отсутствие домашней библиотеки и совместных семейных чтений.

5. Литература, изученная в процессе работы над темой:

1.     ФГОС – 1- « Начальная школа». 2004 год.

2.     В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям (жужжащее чтение).

3.     Оморокова М.И., Распопин И.А., Толстовский И.З. Преодоление трудностей.

4.     Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.

5.     Эльконин Д.Б. Как учить детей читать.

6.     Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению.

6. Использовала материалы:

1. «Быстрое чтение за 10 дней», Эбби Маркс-Бил.

2. И.Т. Федоренко, И.Г. Пальченко.  Зрительные диктанты.

3.  Методические  журналы:  «Начальная школа

4. Тексты для проверки скорости чтения.

7. Таблицы индивидуального контроля по проверке техники чтения.

8. Словари, справочники, энциклопедии.

9. https://iklife.ru/samorazvitie/knigi-po-skorochteniyu.html

 

Каждый учитель начальных классов, как известно, является классным руководителем. Задача классного руководителя не только обучать, но и воспитывать. Пробудить душу ребёнка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания, привить навыки здорового образа жизни – вот основные задачи, которые я ставлю перед собой на четыре года.  За эти годы провела много интересных мероприятий. Это разнообразные утренники, конкурсы, беседы, КВН и многое другое. Уделяю внимание работе с родителями. Провожу разные по содержанию родительские собрания, посещаю семьи, провожу индивидуальную работу. Изучаю состав семьи, материально-бытовые условия, воспитательные возможности, психологический климат. Мои уроки и воспитательные мероприятия всегда открыты для родителей. В этом году работаю в 1-м классе- 17 учеников. Все они разные, и по уровню развития, и по характеру. С первых дней пребывания в школе, выясняю уровень личной, нравственно –волевой и интеллектуальной готовности детей, ищу тропинки к их сердцам, работаю над сплочением класса, как коллектива.

Воспитание гражданина начинается с развития умения видеть природу, замечать её красоту, охранять её. Этому способствуют такие мероприятия, как «Золотая осень». Уделяю внимание воспитанию гражданского отношения к семье. Провела классные часы на темы: «Мой Табасаран»,  «Герои Отечества», «Единство- это сила», « Урок мужества» и т.д. На классных часах и во внеурочное время провожу мероприятия, которые учат правилам ПДД, умению оказывать помощь в экстренных ситуациях, правилам поведения на улице и дома, чтобы не случилось беды. 

      Учитель, сколько бы лет не работал в школе, должен подходить к своей работе творчески. Но у каждого учителя свой стиль, свой почерк. Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личностных качеств учителя: от его навыков, от эрудиции, от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски урока.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».